ОПЫТ РАБОТЫ «Организация работы по созданию мини-музея в ДОУ»
«Русский народ не должен терять своего нравственного авторитета среди других народов – авторитета, достойно завоеванного русским искусством, литературой.Мы не должны забывать о своем культурном прошлом, о наших памятниках.
Литературе, языке, живописи…Национальные отличия сохранятся и в XXI веке, если мы будем озабочены воспитанием душ, а не только передачей знаний»
(Д.С.Лихачев)
1. Основные характеристики опыта
1.1. Краткая аннотацияСущность опыта состоит в реализация направления «Музейная педагогика» в детском саду, обогащении предметно-развивающей среды ДОУ, обогащение воспитательно-образовательного пространства новыми формами.
Практическая значимость опыта заключается в возможности применения его в повседневной практике любого образовательного учреждения.
Работа в музее очень увлекает детей, она естественно стимулирует их творческую мысль, укрепляет и развивает познавательные интересы детей.
1.2 Актуальность опыта.
Сейчас в стране не только экономический кризис, но и кризис воспитания подрастающего поколения. Малыши в нашей повседневной жизни окружены в основном современными ритмами, сильно искаженной иностранными словами речью, комиксами. Нарушились традиции, существовавшие на Руси веками, порвались нити, которые связывали старшее и младшее поколения. Поэтому очень важно возродить преемственность поколений, дать детям нравственные устои, патриотические настроения, которые сохранились в народном творчестве. В воспитательном процессе безжалостное обрубание своих корней от народности ведёт к бездуховности.
В нашем городе есть много музеев. Мы провели анкетирование и выяснили, что основная часть воспитанников детского сада ни разу не ходили в музей с родителями, причем по разным причинам. Многие считают, что дошкольникам еще рано посещать такие учреждения. Некоторые мамам и папам не приходит в голову идея такой экскурсии. Хорошим решением этой проблемы стала такая форма работы как заключение договора между ДОУ и музеем «Тульские древности», куда мы в течении многих лет организованно приводили своих воспитанников.
Как же привлечь внимание родителей к музеям? Прямая агитация здесь вряд ли поможет. Поэтому мы решили создать собственный «Мини-музей». При выборе профиля мини-музея определилось направление - ознакомление с народными промыслами. Это обусловилось социально-педагогическими потребностями современного общества и состоянием проблемы народной педагогики. Условиями возрождения и дальнейшего развития традиций народной педагогики является осмысление значимости русской народной игрушки в системе дошкольного образования. Народные игрушки чрезвычайно быстро исчезают из детства, предпочтение отдаётся иностранным игрушкам (куклам Барби, роботам и др.).
Наше желание знать, какой же была народная игрушка, как ею играли, и что она значила, в этом кроется не только познавательный интерес, но еще и естественное стремление знать и помнить прошлое своего народа
1.3 Условия становления опыта
Опыт работы над темой «Мини-музей в детском саду» складывался постепенно. Создавать наш музей мы начали в 2012 году. В течение года была создана творческая группа, определено направление, выбрано место расположения, название мини-музея. Вместе с оформлением документации по крупицам собирались экспонаты для экспозиции. С 2012 года весь педагогический коллектив нашего учреждения принимает участие в работе музея, в пополнении эскпозиции.
1.4 Новизна опыта
Новизна опыта заключается в реализации, поиске и разработке инновационных подходов к решению задач по формированию у детей представлений о музее, развитие творческого и логического мышления, воображения, формирование активной жизненной позиции детей, расширение кругозора дошкольников. Значение музея в воспитании ребенка нельзя переоценить. «Диалог» с музеем развивает у детей наглядно-действенное мышление, формирует представление о предметном мире, созданном руками человека, помогает восприятию чувственной основы слова, словесному описанию объектов. Накопленный опыт работы по музейной педагогике показывает, что создание музея также способствует установлению эмоциональной близости в детско-родительских отношениях.
Современные программы дошкольного образования ориентированы, как правило, на приобщение ребенка к миру общечеловеческих ценностей: формирование отношения к рукотворному миру, к людям, к Отечеству, к труду, к искусству, культуре. Содержание современных федеральных программ в разной степени проявления ориентировано на эти ценности, однако особое значение в их определении имеет региональный компонент
1.4 Трудоёмкость опыта
Методический процесс организации мини-музея в детском саду -процесс длительный, но увлекательный. Он включал следующее:
- организацию предметно-пространственной среды (мини-музей), уголков родного края в группах;
- подбор художественно-дидактических пособий, материалов, составление библиографии по разработанным темам;
-использование технических средств обучения (ТСО): аудио, видео - техника;
- повышение квалификации педагогов путем проведения консультаций.
Всю работу по созданию мини-музеев можно разделить на три этапа.
Первый этап, подготовительный - «Планирование мини-музея».
На этом этапе мы создали творческую группу педагогов, которые организуют работу по созданию мини-музеев. Разработали тематическое планирование мини-музеев и музейных экспозиций. Определили перспективы создания мини-музеев и разработали алгоритм по созданию мини-музеев:
Выбор темы мини-музея, определение места размещения мини-музея, планирование экспозиций, выбор дизайна оформления мини-музея, подбор экспонатов, оформление визитной карточки и паспорта мини-музея, разработка форм работы с экспозициями мини-музеев, разработка ознакомительной экскурсии в мини-музей, разработка конспектов занятий с использованием экспозиций мини-музея.
Второй этап, практический - «Создание мини-музея».
Приступая к работе, мы понимали, что положительного результата можно достичь только в том случае, если будет осуществляться взаимодействие всех участников воспитательного процесса: детей, родителей и педагогического коллектива.
Выбор темы мини-музея происходит исходя из интересов детей, инициативы педагога, умеющего увлечь и заинтересовать своих воспитанников, часто музей появляется в группе как результат реализации одноименного проекта, как получилось в нашем случае.
Месторасположение мини-музеев определяли с учётом интерактивности и полифункциональности музейного пространства, психологической комфортности и безопасности деятельности. Народная мудрость гласит: «Кто хочет-ищет возможности, кто не хочет- ищет причины». Даже в самых стесненных условиях при желании можно найти уголок для небольшой экспозиции. Даже картонная ширма –раскладушка, расположенная в раздевалке поможет выделить место для маленького передвижного музея.
Размещение музея в групповом помещении позволяет выстраивать материал музея постепенно, по мере получения новой информации. Воспитатель имеет возможность обратиться к материалам музея, а дети группы по желанию рассматривать экспонаты, обсуждать их особенности, задавать вопросы педагогу, использовать некоторые экспонаты для режиссерских игр, пользоваться дидактическими играми и проводить самостоятельные исследования за экспериментальным столиком.
Если позволяет площадь раздевалки, то музей можно разместить и там. Это дает возможность более тесного общения с родителями. Залы и студии дополнительного образования также идеально подходят для мини-музеев. Но чтобы привлечь внимание детей и не сливался с общим фоном, необходимо педагогу проявить искусство дизайнера.
Внимание детей дошкольного возраста еще недостаточно сформировано. Оно отличается кратковременностью, неустойчивостью. Поэтому эффективность всей работы в мини-музее будет в немалой степени зависеть и от того, насколько удачно расположены экспонаты, от степени их привлекательности для ребенка. Наиболее оптимальным является вариант размещения экспонатов на разных уровнях: вертикальном и горизонтальном. Решить эту задачу помогут стеллажи и настенные полочки, ширмы, стенды, столики разной величины, тумбы.
Расположение всех экспонатов только в одной горизонтальной плоскости, например на детском столике, нецелесообразно. В одной плоскости лучше всего смотрятся коллекции, то есть предметы одного наименования. Например, размещенная таким образом коллекция часов даст представление об их разнообразии. В мини – музее может быть представлена какая- нибудь коллекция, но все же его основная задача - показать объект с разных сторон отразить его взаимосвязи с другими объектами. Во-вторых, в горизонтальной плоскости сложно объединить экспонаты по темам и разделить их визуально. Освоение вертикали может быть осуществлено следующим образом:
-размещение материала на настенных полочках;
-использование ширм.
-использование стендов;
-использование мобиле;
Привлечение родителей
Организуя работу по привлечению родителей к подбору экспонатов мини-музеев, мы опирались на следующие принципы:
-партнерство родителей и педагогов;
-единое понимание педагогами и родителями целей и задач музейной педагогики;
-помощь, уважение и доверие со стороны родителей.
В процессе работы родители постепенно, становились активными участниками создания мини-музеев в группах. Совместно с мамой и папой дети подбирали экспонаты, изготавливали их своими руками (поделки из брошенных вещей), оформляли экспозиции, что способствовало стимулированию познавательной активности детей, сблизило родителей и детей, сделало их настоящими партнерами.
Третий этап, деятельностный - «Функционирование мини-музеев».
В настоящих музеях трогать руками большинство экспонатов нельзя, а вот в наших мини-музеях не только можно, но и нужно! Здесь уместно процитировать слова выдающегося швейцарского педагога Иоганна Генриха Песталоцци: «В процессе обучения должны быть задействованы ум, сердце и руки ребенка». Мы придаем особое значение такой педагогической возможности мини-музея как максимальное и системное использование принципа наглядности, о котором упоминалось выше, а именно - демонстрация экспонатов, возможность к ним прикоснуться. В обычном музее ребенок - лишь пассивный созерцатель, а здесь он - соавтор, творец экспозиции, участник творческого процесса. Ведь каждый ребенок пополнял экспозиции своими творческими работами, изготовленными на занятиях и в свободной деятельности. Причем не только он сам, но и его папа, мама, бабушка и дедушка. Мини-музей - результат общения, совместной работы воспитателя, детей и их семей. Залог хорошего мини-музея в детском саду - его интерактивность. Если детям разрешают потрогать, понюхать, поиграть, рассмотреть вблизи настоящую медаль - они чувствуют себя причастными к процессу и начинают интересоваться историей создания экспоната, легче усваивают материал. Мини-музеи стали неотъемлемой частью воспитания творческой личности и мы уверены, что ребенок покидает музей с ощущением уверенности подъема «еще на одну ступеньку»
2 . Теоретическая база опыта.
Музейная педагогика
Понятие "музейная педагогика", появившееся в начале 1980-х гг., заимствовано из немецкой терминологии. Современная музейная педагогика развивается в русле проблем музейной коммуникации и направлена на решение задач нравственно-патриотического воспитания и активизации творческих способностей личности.
Активное использование музейной педагогики в образовательном процессе помогает приобщать детей к истокам народной и национальной культуры, способствует сохранению народных традиций, воспитанию чувства патриотизма и духовности. Знакомство с музеем позволяет развивать у дошкольников способности к эстетическому созерцанию и сопереживанию, формировать уважение к другим культурам, потребность и способность самостоятельно осваивать окружающий мир. Музейная педагогика в детском саду является одним из компонентов подготовки ребенка к дальнейшему обучению в школе.
Так с какого же возраста начинать приобщение ребенка к музею? На этот вопрос можно ответить по-разному. Дошкольную ступень образования можно рассматривать как подготовительный этап для музейной педагогики. В процессе познавательной и игровой деятельности в детском саду ребенок знакомится с таким важным явлением культурной жизни общества, как музей.
Ведущим методом в работе с детьми дошкольного возраста является игра. Именно в игре, моделируя разнообразные ситуации, ребенок познает окружающий мир, овладевает необходимыми навыками, приобретает собственный опыт. Воображение и фантазия, максимально развитые в детском возрасте, помогают ребенку проникнуться духом того или иного исторического времени, а значит, осваивать, преобразовывать и присваивать накопленные историко-культурные ценности.
Формами музейной педагогики является картинная галерея, экспозиции фотографий, репродукции картин и детские творческие работы, создание коллекций.
Музей–место, где хранятся и экспонируются предметы культуры, быта, истории, искусств. Это место, куда приходят люди, чтобы увидеть, узнать что-то редкое, то, чего не увидишь каждый. Это хранилище человеческой памяти. В музей люди приходят, чтобы прикоснуться к чему-то святому, чему-то дорогому, к тому, что хочется запомнить. В музее всё особенное: и экспонаты, и обстановка. И вести себя нужно не так, как можно вести себя на улице или дома. К сожалению, дошкольник, не часто ходит в музеи. И тем самым лишается возможности приобщаться к этой стороне культуры народа. А что если музей «принести» ребёнку, поместить его в стенах дошкольного учреждения? Но такой музей должен обязательно обладать целым рядом особенностей, чтобы стать интересным и приятным для него.
В музее, прежде всего, следует собрать экспонаты, которые позволят ребёнку больше узнать о своём и других народах, их быте, искусстве, народном творчестве, костюмах, игрушках, орудиях труда, о природе и достопримечательностях. Предлагая ребёнку такие экспонаты, мы стремимся развивать в нём познавательные интересы, социальные чувства и на их основе закладывать основы патриотизма и толерантного отношения к людям других национальностей.
Второй особенностью музеев в дошкольном учреждении является то, что каждый экспонат музея доступен ребёнку. Он может его не только рассматривать, но и трогать. Дошкольнику свойственно познавать мир посредством органов чувств. Ему недостаточно лишь увидеть что-то глазами, он больше и лучше запоминает, когда дотронется до вещи, возьмёт её в руки, может быть, подвигается с нею. Увеличивается полнота восприятия, прочность запоминания. Поэтому, приходя в музей, дети, конечно, с помощью воспитателя имеют возможность взять с полки заинтересовавший их предмет и рассмотреть его и даже поиграть.
Все названные особенности делают музей своим для ребёнка. Музейная педагогика предполагает наличие исследовательской и проектной деятельности с детьми. В музейной педагогике важно дать детям представление о том, что процесс становления и развития окружающего мира сложен и длителен, но не менее сложен и интересен путь его познания Музей, хранитель подлинных свидетельств прошлого, - по-прежнему остается уникальным, незаменимым проводником в мир истории и культуры, а музейная педагогика со своими методами и средствами способна усилить воздействие музея на любознательную душу ребенка.
Работа в музее строится по общепринятым принципам:
1. Наглядности. При подборе коллекции учитывается прежде всего образовательная функция. Коллекция музея должна содержать большой наглядный и практический материал.
2. Природосообразности - мини-музей должен учитывать психофизиологические особенности детей разного возраста и предусматривать условия для раскрытия творческого потенциала каждого ребенка;
3. Интеграции - мини-музей должен учитывать содержание образовательной программы ДОУ и помогать в реализации ее общих задач и задач отдельных образовательных областей, в частности
4. Научности - представленные экспонаты должны достоверно отражать тематику мини-музея, объяснять различные процессы и явления в рамках выбранной темы научным и в то же время доступным для ребенка языком;.
5. Интерактивности, позволяющий детям на основе чувственных восприятий обогащать личный опыт.
6. Мобильности. Композиции музея составлены таким образом, чтобы при необходимости они могли использоваться мобильно (например, выносится в отдельные группы в «музейном сундучке»)
7. Доступности. Все экспонаты должны быть доступными для посетителей.
8. Гуманизма (экспонаты должны вызывать бережное отношение к природе вещей).
9. Регионального компонента - мини-музей должен предусматривать организацию работы с детьми по ознакомлению с культурным наследием их региона, а также культурой других народов, что способствует развитию толерантности и формированию чувства патриотизма.
3. Технология опыта
Цель создания мини-музея - совершенствование гражданско-патриотического воспитания дошкольников через ознакомление с русским самобытным искусством – народными промыслами
Задачи мини-музея
знакомство дошкольников с музеем и его значением, с самыми основными музееведческими терминами;
развитие начальных навыков восприятия музейного языка;
формирование чувства истории, чувства времени, ощущение неразрывной связи прошлого с настоящим и будущим;
формирование нравственных ориентиров у воспитанников, чувства гордости за Тульский край;
повышение роли музеев в образовании и воспитании подрастающего поколения;
ознакомление с русскими народными промыслами, историей их возникновения,
воспитание уважения к людям труда, восхищения их творчеством;
воспитание патриотических чувств, любви к родному краю и желания познавать культуру Тульского края (через народные промыслы);
развитие творческого мышления, воображения, фантазии;
повышение профессионального уровня педагогов через обучающие семинары, взаимопосещения, обмен опытом, индивидуальное консультирование.
4. Реализация опыта
Обязательные условия для создания мини-музея:
- музейный актив из числа педагогов, родителей, воспитанников;
- собранные и зарегистрированные в книге поступлений музейные предметы, помещения и оборудование для хранения музейных предметов;
- музейная экспозиция;
- положение о мини – музее, утвержденное руководителем образовательного учреждения.
Обязательными документами при открытии мини-музея являются: паспорт, инвентарная книга основного фонда, инвентарная книга других фондов (научно-вспомогательного, обменного, временного хранения, интерактивного), журнал учета работы (статистика по мероприятиям, проводимым на базе мини-музея, количественные характеристики участников, наименование, виды, формы мероприятий и прочие); план работы.
Решение об открытии мини-музея утверждается приказом заведующего ДОУ. Назначается руководитель мини-музея, утверждается график работы и Совет мини-музея.
Обязанности руководителя мини-музея
Руководство работой музея осуществляется воспитателем-
ответственным организатором,
Руководитель мини-музея обязан:
- Принимать экспонаты, обеспечивать их сохранность, учитывать в каталоге
- Изучать педагогическую, краеведческую, художественно-историческую
литературу
- Планировать мероприятия (экскурсии, занятия, беседы, досуги,
развлечения и др.) с детьми, педагогами и родителями воспитанников
- Проводить методическую и просветительскую работу с педагогами и
родителями
- Оказывать содействие педагогам в использовании экспонатов мини-музея
в образовательном процессе
-Вести учёт и обеспечивать сохранность экспонатов.
Все экспонаты учитываются в инвентарных книгах основного и временного фонда.
Тематическая экспозиция мини-музея « Народные промыслы» состоит из 7 разделов -
1.Филимоновская игрушка
2.Дымковская игрушка
3. Русская матрешка
4. Золотая Хохлома
5.Гжельская керамика
6.Городецкие узоры
7.Секреты тульских мастеров
Формы работы в мини-музее «Народные промыслы»
Занятия, проводимые в мини-музее, закладывают основы гуманизма, предоставляют дошкольникам возможность прикоснуться к истории народных промыслов, родного города, края, оказывают помощь в процессе формирования уважительного отношения между родителями и детьми, способствуют сближению детского сада и семьи.
Необходимо помнить, что мини-музеи не всегда приспособлены к проведению полноценных занятий. Длительное стояние на одном месте и недостаток пространства могут свести на нет самый увлекательный рассказ педагога.
Иногда целесообразно разбить всю информацию на несколько подтем и проводить беседы- пятиминутки. Но если педагог удерживает внимание детей в достаточной мере, то за один подход можно рассмотреть сразу несколько тем.
В мини – музее в уголке самостоятельной деятельности детям предоставляется возможность самостоятельной деятельности. Желательно подобрать такие упражнения, чтобы дети сами могли догадаться, какое именно задание нужно выполнить.
Важная особенность мини-музеев в ДОУ - участие в их создании детей и родителей. Дошкольники чувствуют свою причастность к общему делу. В настоящих музеях трогать ничего нельзя, а в мини-музеях не только можно, но и нужно. Их удобно посещать каждый день, можно самостоятельно менять, переставлять экспонаты, брать их в руки и рассматривать. В обычном музее ребенок - лишь пассивный созерцатель, а здесь он - соавтор, творец экспозиции. Причем не только он сам, но и его папа, мама, бабушка и дедушка. Каждый мини-музей - результат общения, совместной работы воспитателя, детей и их семей.
Важное место в работе мини-музея отводится обзорным и тематическим экскурсиям, познавательным беседам и мероприятиям, организации выставок. Большое внимание уделяется подготовке юных экскурсоводов из старших дошкольных групп, которые с помощью педагогов проводят экскурсии по музею для родителей и детей младшего дошкольного возраста. Такая работа помогает решить следующие задачи:
выявление творческих способностей детей;
расширение представлений о содержании музейной культуры;
развитие начальных навыков восприятия музейного языка;
создание условий для творческого общения и сотрудничества.
Родители и дошкольники пробуют себя в роли дизайнеров, художников, экскурсоводов. Но прежде чем "погружать" детей в мир культуры и искусства, педагоги знакомят их с профессиями музейных работников, назначением экскурсий. Дети смогли усвоить правила поведения в общественных местах, почувствовать интеллектуальные, эмоциональные и эстетические переживания, подготовиться и морально настроиться на работу по организации своего мини-музея.
В ходе практического этапа реализации проекта педагоги разработали перспективный план работы с детьми и родителями.
При проведении экскурсий мы стараемся строить познавательный процесс
в следующей логической последовательности: «от простого - к сложному
и неизведанному».
«Простое» – информативная часть, которая преподносится, в готовом виде экскурсоводом или додумывается детьми на основе ранее полученных знаний;
«Сложное» – предполагает участие детей в проблемно- поисковой деятельности;
«Неизведанное» – в эту часть включается материал, который основывается на гипотезах, легендах, и требует дальнейшего осмысления и изучения.
Нам представляется, что именно включение этой части, заставляет детей воспринимать тему, как нечто личное, затрагивает естественное желание каждого ребёнка к разгадыванию загадок, их тягу к необычному и интерес к необъяснимому.
Для детей младшего дошкольного возраста целесообразно постепенное введение в мир музея. Мы считаем, что первую экскурсию в музей, непосредственное знакомство с понятием «Музей», с правилами поведения в музее лучше проводить в средней группе. До этого необходимо так построить работу в «предмузейном периоде» с детьми младших и средних групп, чтобы часть экспонатов стала им хорошо знакома. Тогда первое посещение музея для них и станет во многом «встречей со старыми знакомыми».
Первые знакомства с предметами обихода русских людей, изделиями народно-прикладного творчества, разумнее всего проводить в форме комплексных занятий, расширяя и обобщая познания детей и в различных видах деятельности: ознакомление с окружающим миром, музыкальное развитие, детская художественная литература, развитие речи, математика.
Ещё один наиболее эффективный подход в «предмузейном» периоде - это «истории с продолжением», когда после полученной информации, дети включаются в продуктивную деятельность. Например, после знакомства с глиняной игрушкой дошкольники сами «превращаются» в настоящих русских умельцев и изготавливают игрушки из глины.
Содержание экскурсий для старших дошкольников претерпевает изменения: усложняются задачи, формы и методы. Информационная часть (преподносимая экскурсоводом) становится значительно короче и состоит только из фактов абсолютно новых для детей. Основанная часть экскурсии строится на диалогическом взаимодействии взрослых и детей.
Дети постоянно включаются в работу: анализируют, экспериментируют, высказывают гипотезы. В конце экскурсий юные посетители всегда имеют возможность индивидуально рассмотреть те экспонаты, которые вызвали их особый интерес, задать вопросы взрослым.
Дети старшего дошкольного возраста уже готовы к знакомству с миром музея.
Задача воспитателя, не только познакомить детей с правилами поведения в музее, но и учить их «общаться» с музейными экспонатами, внимательно слушать рассказ экскурсовода, задавать вопросы, обращать внимание на мельчайшие детали, уметь выделять главное, анализировать и сравнивать. А также бережно относится к музейным экспонатам, видеть их уникальность и красоту, уважительно относится к историческому и культурному наследию страны.
На данном этапе необходимо подчеркнуть для детей разницу между музеями в ДОУ и «взрослыми» музеями, куда они в ближайшее время отправятся с родителями. Если в детском саду посетители могут взять в руки отдельные экспонаты, рассмотреть их, исследовать, то в музеях города это чаще всего сделать невозможно.
Большое значение имеет активное включение детей в формулировании основных правил для посетителей музея в детском саду. Только при условии личной заинтересованности каждого ребёнка эти правила будут естественно принятыми,а не навязанными.
Правила поведения в музее
1. Не перебивать экскурсовода и задавать свои вопросы только по окончанию экскурсии.
2. Можно брать в руки отдельные предметы с разрешения экскурсовода.
3.Стараться рассмотреть даже мелкие детали.
4.Запомнить как можно больше интересного, чтобы потом рассказать об увиденном своим родным и друзьям, нарисовать интересные рисунки.
Возможно в стихах:
Мы пришли в музей и вот
Встретил нас ЭКСКУРСОВОД.
Он здесь – главный - помни это
и прислушайся к совету:
Экскурсовода не перебивай,
От своей группы не отставай.
Вопросы задавай не сразу,
а дождись конца рассказа.
Не все экспонаты трогай руками,
а смотри на некоторые глазами.
Постарайся по больше узнать,
чтоб другим про музей рассказать.
Рекомендации по организации мини-музея в ДОУ
Организация размещения музея
1.Если вы вынуждены ограничиваться небольшим помещением для создания музея, то:
- стройте работу с детьми по подгруппам – не более 10 человек, чтобы экспонаты были доступны для обзора каждого посетителя.
- тщательно продумайте мини – зоны, которые соответствуют содержанию музея и формату имеющейся площади;
- заранее планируйте порядок сменяемости экспонатов музея и варианты их хранения вне музея (в так называемых «запасниках»)
2. Не перегружайте помещение музея витринами и стендами, оставьте место для музейного экспериментирования и организации тематических выставок для интерактивной работы с детьми.
3. Заранее продумайте освещение музея. Лучше всего дополнительно использовать элементы подсветки выставочных шкафов.
4. Не перегружайте помещение музея цветовыми оттенками. Пусть всё внимание будет обращено на экспозицию, а цвет стен и пола целесообразно выдержать в лаконичной гамме. На окна лучше всего подойдут жалюзи – они не отягощают пространства.
Продумывая содержание:
1. Заранее подбирайте разнообразные музейные экспонаты и их количество. Например: для проведения выездной экспозиции «музейного сундучка» может понадобиться несколько предметов одного назначения. В этом случае они не все выставляются витринах, а приобретаются впрок и до времени хранятся в «запасниках».
2. Определяя тематику экспозиций, придерживайтесь правила «постепенной смены»: что-то для детей остаётся знакомым, а что-то новое вносится поэтапно.
3. Если вы на начальном этапе и не имеете разнообразие материала – ни в коем случае не выставляйте его весь. Главная задача музея в дошкольном учреждении постоянно поддерживать к нему живой интерес воспитанников и не допускать скучного однообразия.
4. Обязательно выстройте перспективу работы музея. Не гонитесь за активным обновлением материалов. Отдельные темы и экспонаты будут присутствовать в вашем музее с определённой цикличностью. Это связано с особенностями воспитательного процесса ДОУ: знакомство с отдельными темами проходят у дошкольников поэтапно, с добавлениями и усложнением в зависимости от возраста.
Мини-музеи стали неотъемлемой частью воспитания творческой личности и мы уверены, что ребенок покидает музей с ощущением уверенности подъема «еще на одну ступеньку»
СПИСОК литературы по созданию музеев в детском саду
1. Пантелеева Л.В. «Музей и дети», Изд. дом «Карапуз», Москва 2000г.
2. «Музейная педагогика», под редакцией А.Н.Морозовой,О.В.Мельниковой, Творческий центр, Москва, 2008г.
3.О.Л.Князева, М.Д. Маханева, «Приобщение детей к истокам русской
народной культуры», Санкт – Петербург, Изд. «Детство – Пресс», 2008г.
4. Н.А.Рыжова Л.В., Логинова, А.И. Данюкова «Мини-музей в детском саду», Москва, «Линнка-Пресс», 2008 г.
В данной работе раскрыта актуальность создания мини-музея в группе. Мини-музей в ДОУ может стать сегодня самым совершенным институтом воспитания, ведь современные музеи в детских садах представляют ценность не только музейными экспозициями и наличием экспонатов, но, прежде всего, содержанием проводимой воспитательной работы с детьми. В подпроекте "Хлебное полюшко" представлен один из видов мини-музея в детском саду – музей под открытым небом.
Скачать:
Предварительный просмотр:
Проект: «МИНИ-МУЗЕЙ В ДЕТСКОМ САДУ»
Участники проекта: дети старшего
дошкольного возраста, педагоги, родители.
Масштаб проекта: долгосрочный (учебный год).
воспитатель высшей квалификационной категории.
С самого рождения ребёнок является первооткрывателем, исследователем того мира, который его окружает. Для него всё впервые: солнце и дождь, страх и радость. Самостоятельно ребёнок не может найти ответ на все интересующие его вопросы – ему помогают педагоги. В дошкольных учреждениях воспитатели широко используют метод проблемного обучения: вопросы, развивающие логическое мышление, моделирование проблемных ситуаций, экспериментирование, опытно-исследовательская деятельность. Интегрированный метод обучения является для дошкольников инновационным. Он направлен на развитие личности ребёнка, его познавательных и творческих способностей.
Одной из форм интегрированного обучения является создание в ДОУ мини-музея.
В данной работе раскрыта актуальность создания мини-музея в группе. Мини-музей в ДОУ может стать сегодня самым совершенным институтом воспитания, ведь современные музеи в детских садах представляют ценность не только музейными экспозициями и наличием экспонатов, но, прежде всего, содержанием проводимой воспитательной работы с детьми. Конечно, в условиях детского сада невозможно создать экспозиции, соответствующие требованиям музейного дела. Поэтому их и назвали «мини-музеями». Но в создании мини-музея в детском саду есть свои преимущества, дети чувствуют свою причастность к мини-музею: они участвуют в обсуждении его тематики, приносят из дома экспонаты. В настоящих музеях трогать ничего нельзя, а вот в мини-музеях не только можно, но и нужно! Их можно посещать каждый день, самому менять, переставлять экспонаты, брать их в руки и рассматривать. В обычном музее ребенок - лишь пассивный созерцатель, а здесь он - соавтор, творец экспозиции. Причем не только он сам, но и его папа, мама, бабушка и дедушка.
В течение учебного года мною разработаны подпроекты: мини-музей театральных кукол, «Елочная игрушка вчера и сегодня», «Чайная пара», «Хлебное полюшко».
В последнем подпроекте представлен один из видов мини-музея в детском саду – музей под открытым небом.
ПОДПРОЕКТ: « ХЛЕБНОЕ ПОЛЮШКО »
(эксперимент - как возможность познания мира природы)
Актуальность:
Современные дети сильно оторваны от природы и редко с нею общаются, хотя такая потребность существует. Одну из таких возможностей открывает мини-музей природы под открытым небом.
Поисковая активность, выраженная в потребности исследовать окружающий мир, заложена генетически. Задача взрослого лишь в том, чтобы создать условия для реализации этой активности.
Опыты и наблюдения в природе имеют большое значение для осознания детьми причинно-следственных связей. Знания, почерпнутые не из книг, а добытые самостоятельно, всегда являются осознанными и более прочными.
Так на примере выращивания зерновых культур ребенок может самостоятельно проследить путь от зерна до булочки на столе.
В результате эксперимента у детей формируется ценностное отношение к хлебу.
Тип проекта: познавательно – исследовательский.
Продолжительность проекта: долгосрочный (5 месяцев).
Предмет исследования: злаковые культуры (рожь, пшеница, овес).
По количеству участников: групповой.
Участники проекта: дети старшей группы, воспитатели, родители.
Интеграция образовательных областей:
- Познание
- Социализация
- Коммуникация
- Чтение художественной литературы
- Художественное творчество
Цель проекта: Формирование у детей понятия о процессе выращивания хлеба.
Задачи:
- познакомить детей с циклом развития зерновых культур через опытно-экспериментальную деятельность;
- расширять представления детей о существующих в природе взаимосвязях на примере злаковых культур;
- развивать познавательно - исследовательские способности у детей в процессе совместной исследовательской деятельности и наблюдений за злаковыми культурами;
- воспитывать бережное отношение к хлебу.
Место проведения: Группа (уголок природы), участок детского сада для проведения экспериментальной деятельности.
Обеспечение проекта:
1.Посадочный материал: злаковые культуры (рожь, пшеница, овес);
2. Орудия труда: лопатки, лейки, емкости для проращивания зерна;
3. Дополнительный материал: таблички с названием культур, дневник наблюдений, детские энциклопедии, фото и видео материалы, репродукции картин «Рожь» И.Шишкина, «Жатва» Перова.
4. Художественная литература: «Колосок» украинская народная сказка, русские народные пословицы и поговорки о хлебе, загадки (Приложение 4).
Предполагаемый результат:
Дети практически пройдут процесс преобразования зерна в каравай, через опытно-экспериментальную деятельность.
Выполнение проекта:
- Подготовительный этап:
- На начальном этапе работы детям был предложен устный опрос, вопросы которого направлены на выявление представлений детей о том, как хлеб появляется на столе (Приложение 2).
В ходе обработки данных опроса выяснилось, что у детей сформировано понятие хлеб только в значении готовой продукции (буханка хлеба).
- Вниманию родителей предложены вопросы анкеты (Приложение 3). Результаты анализа анкет показали, что большинство родителей оценивают важность работы в данном направлении лишь формально.
- Основной этап:
- Создание проблемной ситуации : Воспитатель читает украинскую народную сказку «Колосок» . Спрашивает детей:
- Откуда появился колосок?
Какой хлеб из него может получиться?
Что можно еще испечь из муки?
Предлагает подумать: что бы было, если бы не было колоска, зерна, муки?
После обсуждения ситуации, воспитатель подводит итог :
- Узнать, какие зерновые культуры существуют?
Какие злаки используют для производства хлеба?
Какую продукцию получают из муки?
Педагог предлагает всем вместе собрать эту неизвестную и интересную информацию, создать альбом «Как хлеб на стол пришел» .
Что нужно сделать для того, чтобы узнать ?
1. Спросить у взрослых.
3. Посмотреть телепередачи.
4. Узнать из интернета.
5. Узнать у сверстников.
К работе по реализации проекта активно привлекаются родители. Воспитатели вместе с детьми продумывают и пишут объявление для родителей:
Дорогие наши мамы и папы!
Мы знакомимся с процессом приготовления хлеба, чтобы создать альбом «Как хлеб на стол пришел» . Поэтому нам требуется ваша помощь в поиске необходимой информации. Расскажите нам, пожалуйста, какие зерновые культуры существуют, откуда они берутся, какие злаки используют для производства хлеба и что готовят из муки? Ваши сыночки и дочки.
- Этап сбора информации :
- рассматривание колосьев пшеницы, ржи, овса: чем похожи, чем отличаются;
- рассматривание репродукций картин Шишкина «Рожь», Перова «Жатва»;
- рисование колосьев злаковых культур по клеточкам;
- Непосредственно Образовательная Деятельность: «Откуда хлеб пришел» (Приложение 5);
- Просмотр видео презентации «Откуда хлеб берется?» (Приложение 6).
- организация выставки мини-музея «От зерна до каравая» (куда входят репродукции картин, детская художественная литература, практический материал для самостоятельного детского творчества, зерновые культуры: пшеница, овес, рожь;
- Создание новой проблемной ситуации : Воспитатель спрашивает детей:
А можем ли мы на своем участке вырастить рожь, пшеницу?
Какие условия необходимы для роста злаковых культур? Обсуждение.
- Цикл практических дел:
- Включение родителей в совместную деятельность:
- помощь в создании ландшафта на участке детского сада;
- приобретение необходимого инвентаря;
- Объединение детей в рабочие группы (пшеничное полюшко, ржаное полюшко, овсяное полюшко). Оформление табличек.
- Совместная трудовая деятельность по подготовке «Хлебного полюшка» к посадке семян;
- Посадка злаков разными способами: 1. Замоченным зерном;
2. Сухим зерном.
В результате проведенной работы :
У детей:
- Происходит осознание ценности хлеба;
- Появляется заинтересованность в познании объектов природы, поиске нового;
- Умение устанавливать причинно-следственные связи между объектами живой и неживой природы;
- Развивается свободное общение со взрослыми и детьми, умение (по плану и по образцу) рассказывать о процессе выращивания и производства хлеба;
- Умение осмысленно использовать приобретенные знания и умения в самостоятельной деятельности.
У родителей:
- Появляется гордость за успехи своего ребенка.
- Появляется заинтересованность к делам группы; формирование доверительных отношений к детскому саду.
- Появляется повышение самооценки, через совместную практическую деятельность с ребенком.
- Появляется уважительное отношение к труду людей, участвующих в выращивании и производстве хлеба.
У педагога:
- Внедрение новых форм работы в воспитательный процесс.
- Повышает эффективность коррекционно – педагогической работы с детьми с ОВЗ путем создания мини – музея, обеспечивающего полноценное развитие всех видов детской деятельности и становление личности ребенка.
- Развивает проектную деятельность детей исследовательского типа.
- Повышает компетентность родителей в области воспитания.
МДОУ детский сад №1 «Солнышко» п. Новохайский ВоспитателЬ: Мурзина Оксана Юрьевна Средняя группа «Звездочка» В нашем детском саду № 1» Солнышко», реализующем программу Васильевой М. А. «Программа воспитания и обучения в детском саду» педагогами, родителями и детьми создан музей природы. Целесообразно ли создание такого музея в детском саду? Ведь детей привлекает все движущееся, цветущее, яркое, а не застывшие экспонаты природы. Я считаю, что создание такого музея не только возможно, но и необходимо по ряду объективных причин: Использование экспонатов музея помогает выйти за круг явлений, доступных ребенку для непосредственного наблюдения, и показать то, что удалено территориально, во времени или просто невидимо ребенку. Важная особенность экспонатов – их статичность, дающая возможность подробно рассмотреть их, описать, установить между ними содержательные связи. Расширилось образовательное пространство детского сада, позволяющее разнообразить детскую деятельность, что в конечном итоге дает высокий личностный развивающий эффект. Учитывается стремление детей к коллекционированию. Ни для кого не секрет, что дети собирают и хранят как сокровища всевозможные, ненужные, по мнению взрослых, вещи: фантики, вкладыши и прочие предметы. Дети с радостью откликнулись на предложение собирать коллекции для музея. Экспозиции музея помогают формировать в течение всего года не только конкретные представления об объектах природы, но и знания о взаимосвязях живых организмов в экосистемах, обобщенные представления о явлениях природы, которые позволяют детям в дальнейшем ориентироваться в новых фактах в других условиях. Цели: Формирование знаний детей о явлениях природы в разное время года. Создание условий для экологического образования дошкольников. Осуществление целостного подхода к оздоровлению детей средствами природы. Повышение экологического сознания педагогов, родителей и воспитанников. Задачи: Воспитание природоохранительных знаний, умений, воспитание любви к природе, личной ответственности за её сохранность. Конкретизировать знания детей о разнообразии мира растений и животных. Показать соответствие строения растений условиям их обитания. Выявить причины разнообразия растений и животных. Воспитывать культуру общения с природой Проблемы: Повышение заболеваемости детей. Отчуждение детей от мира природы. Снижение уровня экологического сознания детей и взрослых. Неумение видеть, чувствовать красоту и уникальность окружающего мира. Воспитание экологической культуры – одно из важных направлений всестороннего развития личности дошкольника. В период дошкольного детства у ребенка возникают первые представления об окружающем мире, формируется умение устанавливать простейшие взаимосвязи и закономерности о явлениях окружающей жизни, а также самостоятельно применять полученные знания. Окружающий мир многообразен, это и семья, и детский сад, и родной поселок. Это мир взрослых, с которыми ребенок общается, мир предметов, которые помогают ему познавать окружающую действительность. В помещении музея расположены несколько экспозиций: 1. Экспозиция природных зон расположена на стене музея в приемной. 2. Экспозиция “Природа нашего края” представлена различными коллекциями: Семена дикорастущих и культурных растений Гербарии травянистых растений и древесных пород Спилы различных деревьев с хорошо заметными годичными кольцами Разнообразные камни, полезные ископаемые Насекомые Коллекция засушенных букетов, злаков и тд. 3. Экспозиция лучших подделок из природного материала. 4. Комнатные растения в уголке природы в группе. Составлена музейно-образовательная программа и разработан методический комплект, включающий в себя сценарии дополнительных занятий экскурсий и описание различных тематических выставок в музее природы. НАПРАВЛЕНИЯ РАБОТЫ МУЗЕЯ Название, цель Естественно – научное Передача суммы знаний об окружающем мире, о среде и месте обитания организмов, об условиях существования, о взаимоотношениях между организмами и объектами неживой природы о цикличности природных процессов. Эмоционально – чувственное Учить детей восхищаться окружающим миром, чувствовать природу и выражать свое отношение к ней литературными средствами. Эколого – оздоровительное Учить заботиться о своем здоровье, задумываться о своем месте на планете. Эколого – краеведческое Формировать начальные представления об эколого-климатических условиях проживания жителей северных регионов, воспитывать уважение к традициям народов края. Знакомить с декоративноприкладным искусством, фольклором (песнями, танцами, народными инструментами), подвижными играми народов края. Деятельность С детьми проводятся познавательные занятия и совместная опытноэкспериментальная деятельность. Заучивание стихотворений о природе; рассказывание экологических сказок; чтение художественных произведений о природе рассматривание иллюстраций, открыток о природе. Экскурсии в мини-музеи старшей группы, Экскурсии в лес или в школьный парк Детям предлагаются следующие формы занятий: наблюдения за сезонными изменениями в природе, викторины краеведческого характера, вечера развлечений. ЦЕНТР КРАЕВЕДЕНИЯ. Младший возраст (4 год жизни). Стихи о родном посёлке, рассказы и легенды, потешки, скороговорки. Папки-передвижки с иллюстрациями: «Природа родного края», сезонные изменения в природе. Подвижные игры. Книжки-раскраски: “Моя улица”, “Мой дом”, “Мой детский сад”. Картинки-иллюстрации: “Труд взрослых”, “Дети живущие в других посёлках, городах”. Рисунки детей и взрослых о себе, посёлке, окружающей природе. Совместные работы из бросового и природного материала. Средний возраст. (5 лет) Художественная литература. “Папка-передвижка”: “Я живу в Красноярском крае”, заповедник «Столбы»). Посёлок в разное время года. Подвижные игры России. Картинки-иллюстрации с усложнённым содержанием. Игрушки. Атрибуты музыкально-театральной деятельности: тексты песен, прибауток. Аудио и видеокассеты о природе родного края. Поделки из бросового и природного материала, сделанные руками детей и взрослых. Презентации (в электронном виде) на разные темы о природе, например: «Развитие лягушки», «Развитие цветка», «Птицы леса», «Дикие, домашние животные», «Детеныши животных» и многое другое. Подготовлены и проводятся беседы о природе нашего края и других климатических зон. Разработан перспективный план занятий по разделу «Краеведение» П Р А З Д Н И К И – РАЗВЛЕЧЕНИЯ и папки – передвижки по темам: ОСЕНЬ. День защиты животных. День здоровья. Синичкин день. ЗИМА. День здоровья. ВЕСНА. Праздник воды. Неделя книги. День птиц. Праздник здоровья. Неделя экологии. День Земли. Праздник цветов. Начало Результат Мини-музеи в группах позволяют воспитателям сделать слово «музей» привычным и привлекательным для детей, дошкольники начинают гордиться своими музеями, своим детским садом, своим поселком, своей страной. Таким образом, у нас происходит работа по патриотическому воспитанию через музейную педагогику. Работу по данному вопросу мы продолжим развивать, пополнять мини- музеи экспонатами. Музей играет большую познавательную и воспитательную роль для дошкольников, а также способствует укреплению сотрудничества детского сада и семьи.
Черноскутова Инна Петровна
Должность:
воспитатель
Учебное заведение:
Муниципальное казенное дошкольное образовательное учреждение Детский сад комбинированного вида №12 "Родничок".
Населённый пункт:
г. Катайск
Наименование материала:
Методическая разработка
Тема:
Проект "Мини - музей хлеба".
Дата публикации:
09.03.2017
Раздел:
дошкольное образование
Проект «Мини - музей хлеба».
« Музей – научное и научно-просветительское учреждение,
осуществляющее комплектование, хранение и изучение памятников
естественной истории, материальной и духовной культуры –
первоисточников знаний о развитии природы и человеческого общества
Актуальность:
Согласно
требованиям
ФГОС
развивающая
среда
в
группе
должна
способствовать
развитию
личности,
мотивации
и
способностей
детей
в
различных
видах
деятельности
и
охватывать
направления
развития
и
образования
детей,
представлений
о
социокультурных
ценностях
нашего
народа. Дети в любом возрасте задают взрослым множество вопросов о том, что
им кажется интересным и необычным. Чтобы достойно отвечать на тысячи
детских «почему», разработала долгосрочный творческий проект «Мини-музеи
хлеба
в
детском
саду».
Музей
–
эффективное
средство
познания
системы
ценностей, традиций, которые передаются из поколения в поколение. Музей
обладает
уникальным
потенциалом
социально-воспитательной работы
с
детьми, помогает детям понять язык вещей, постичь их культурное значение и
рукотворность, становится незаменимыми помощниками в изучении культуры
своего
народа,
воспитывает
патриотические
чувства
и
творчество.
Музей
приобщает ребенка к миру общечеловеческих ценностей, истории, формирует
художественный вкус. Создание мини-музея – дело необычайно увлекательное,
но в то же время серьезное, кропотливое и сложное.
Цель:
Формирование
развивающей
предметно-пространственной
среды
в
соответствии с ФГОС ДО через создание мини-музея в группе, как отражение
интересов и проявление инициативы детей.
Задачи:
1.Формировать у дошкольников представления о музее.
2. Приобщать дошкольников к культурно-эстетическим ценностям, побуждать
к творческой деятельности, воспитывать любовь к родному краю.
3.Дать элементарные представления о процессе выращивания и изготовления
хлеба, воспитывать бережное отношение к хлебу, уважительное отношение к
людям его производящим;
4.Использовать новые формы работы с детьми и их родителями.
Принципы:
1.Принцип учета возрастных особенностей дошкольников;
2.Принцип опоры на интересы ребенка;
3.Принцип осуществления взаимодействия воспитателя с детьми при
руководящей роли взрослого;
4.Принцип наглядности;
5.Принцип последовательности;
принцип сотрудничества и взаимоуважения
Формы деятельности:
Поисковая;
Научная;
Экспозиционная;
Познавательная.
Вид проекта:
Практико-ориентированный, творческий.
Продолжительность проекта:
долговременный.
Участники проекта
: дети, родители, педагоги группы.
План работы по созданию мини-музея
Практический этап
1 Создание музея в группе
2 Сбор экспонатов
3.
Разработка
экскурсий.
Разработка
плана
работы
образовательной
деятельности с детьми на год.
4.Пополнение экспонатов
5. Разработка плана работы с родителями
Внедренческий этап
1.Открытие музея
2. Проведение образовательной деятельности в музее
Оформление мини-музея:
Музейные экспонаты собраны в соответствии с
возрастом детей. Коллекции мини-музея располагаются в специально
отведенном месте, где на полках располагаются доступные для детей
экспонаты. Также представлены: детская литература, подборки картинок о
хлебе; подборка дидактических игр на тему «Хлеб всему голова»
Перспективный план работы
Образовательной деятельности с детьми в мини-музее.
Цели и задачи
Срок
Ответственны
п/п
е
1
Б е с е д а
« Т а к и е
разные музеи»
Открытие
м и н и -
музея в группе.
Закреплять
знания
детей
о
музее,
его
н а з н а ч е н и и,
о
разнообразии
п р о ф и л е й,
о
правилах поведения
в нем.
Сентябрь
Воспитатели
2
Экскурсия на
хлебное поле, сбор
экспонатов для
музея
Формировать у
детей
представление о
том, что во время
уборки хлеба на
полях трудятся
люди разных
профессий, а
машинах
необходимых для
труда хлеборобов, а
результатах труда
колхозников и его
значимости.
Воститывать
уважение к труду
хлеборобов,
бережное
отношение к хлебу.
Сентябрь
Воспитатели
3
Инсценировка
сказки «Колосок»
С
п р и гл а ш е н и е м
гостей
из
другой
группы
Дать представления
о жизни крестьян, о
хлебе как основном
источнике
питания,
подвести
детей
к
т о м у,
ч т о
х л е б
н у ж н о
б е р е ч ь.
Развивать
творчество
детей.
Воспитывать
гостеприимство
Сентябрь
Воспитатели
4
О.Д.«Хлеб
–
соль
кушай
да
добрых
людей слушай»
Знакомить
детей
с
произведениями,
посвященными
хлебу:
пословицы,
поговорки, стихи.
Сентябрь
Воспитатели
5
Что такое злаки?
Пополнить
музей
Дать
элементарные
представления
о
Октябрь
Воспитатели
злаковыми крупами
злаковых культурах,
о
блюдах,
которые
и з
н и х
м о ж н о
приготовить.
Рассмотреть разные
виды круп
6
П р о с м о т р
презентации
« П у т е ш е с т в и е
в
прошлое»
Познакомить
детей
с
о с н о в н ы м
занятием
русских
к р е с т ь я н
–
земледелием,
видами
п ол е в ы х
работ,
о руд и ями
труда.
Октябрь
Воспитатели
7
О.Д. «Колосок»
Поделки
из пластилина
Закреплять
представления
детей
о
хлебе
как
основном
продукте
питания.
Воспитывать
желание
совместной
деятельности.
Развивать
художественное
творчество
Октябрь
Воспитатели
8
Чтение
сказки
Э.
Го н е л и у с а
« Т р и
ржаных колоса»
Познакомить
детей
с
п р о ц е с с о м
выращивания хлеба
в настоящее время,
с
орудиями
труда,
машинами,
профессиями.
Октябрь
Воспитатели
9
Экскурсия на кухню
детского сада.
Обогащать
представления
д е т е й
о б
изготовлении
хлебобулочных
изделий.
Воспитывать
уважительное
отношение
к
труду
взрослых.
Ноябрь
Воспитатели
10
Создание
альбома
п о с л о в и ц
и
Продолжать
ф о р м и р о в а т ь
у
Ноябрь
Воспитатели
поговорок о хлебе
Оформление
альбома
«Хлебобулочные
изделия»
детей
понятие
о
взаимопомощи.
Продолжать
з н а к о м и т ь
с
п о г о в о р к а м и
о
хлебе.
Пополнение
экспонатов музея
11
Ч т е н и е
к н и г и
«Правила поведения
для
во спитанных
д е т е й »
с
последующей
беседой
Фо рми р о ват ь
(в
условиях реального
чаепития)
навыки
правильного
п о в е д е н и я
з а
столом,
обратить
особое внимание на
т о,
к а к
н у ж н о
о б р а щ а т ь с я
с
хлебобулочными
изделиями.
Ноябрь
Воспитатели,
родители
12
Экскурсия в магазин
«Хлебный отдел»
Закреплять
навыки
правильного
п о в е д е н и я
з а
столом. Продолжать
воспитывать
бережное
отношение к хлебу.
Ноябрь
Воспитатели
13
Дидактическая
игра
«Что
сначала,
что
потом»
Закрепить
знания
д е т е й
о
последовательности
д е й с т в и й
п р и
выращивании
хлеба.
Декабрь
Воспитатели
14
Просмотр
презентации
« З н а к о м с т в о
с
трудом пахаря»
Д.и.
«Волшебные
к о л о с к и »
с
помощью
«Палочек
Кюизинера»
Закреплять
знания
д е т е й
о
последовательности
посадки
пшеницы
(вспахать,
проборонить и т.д.).
Вызвать
интерес
и
уважительное
о т н о ш е н и е
к
людям,
занимающимся
этим трудом.
Развитие
Декабрь
Воспитатели
воображения,
мелкой моторики
15
О.Д.«Страда
деревенская»
Закреплять
знания
д е т е й
о
т а к о м
орудии
труда
как
с е р п.
П о к а з а т ь
трудоемкость
процесса
уборки
хлеба.
Декабрь
Воспитатели
16
Беседа
«Выпечка
хлеба»
З н а к о м и т ь
с
процессом
выпекания
хлеба
в
крестьянской семье,
объяснить значение
с л о в
« к в а ш н я » ,
«решето»,
«сито»,
«жито» и т.д.
Январь
Воспитатели
17
Беседа «Хлеб –
наше богатство»
З н а к о м и т ь
с
процессом
выпекания
хлеба
в
крестьянской семье,
объяснить значение
с л о в
« к в а ш н я » ,
«решето»,
«сито»,
«жито» и т.д.
Январь
Воспитатели
18
Э к с к у р с и я
в
библиотеку.
Выставка
книг
о
хлебе.
Дать
элементарные
представления
об
изготовлении
хлебобулочных
и з д е л и й
в
настоящее
время,
обратить
внимание
н а
с о д е р ж а н и е
труда
людей,
на
механизацию труда.
Февраль
Воспитатели
19
Литературная
в и к т о р и н а
п о
произведениям
о
хлебе.
П о з н а к о м и т ь
с
произведениями,
посвященными
процессу
в ы р а щ и в а н и я
и
изготовления хлеба.
П о з н а к о м и т ь
с
авторами,
Февраль
Воспитатели
пишущими о хлебе:
М. Глинская,
Т.
Ятц и т.д.
20
Опытническая
деятельность
«Свойства
различных
видов
грунта»
Опытническим
путем
определить
свойства
з е м л и,
песка,
опила,
как
предполагаемого
г р у н т а
д л я
растений.
Февраль
Воспитатели
21
Просмотр
презентации
«Хлеб
разных народов»
Представление
различных
хлебобулочных
и з д е л и й
д л я
оформления
выставки
«Золотые
руки»
Закреплять
знания
детей о народных и
авторских
сказках,
рассказах о хлебе.
О
хлебобулочных
изделиях
производимых у нас
в городе
Март
Воспитатели
22
Опытническая
деятельность
« В ы с а д к а
з е р е н
пшеницы»
Н а б л ю д а я
з а
ростками,
подтвердить
верность
утверждения,
что
«земля
–
лучший
г р у н т
д л я
выращивания
растений»
Март
Воспитатели
23
КВН «Хлеб да каша
–
п и щ а
н а ш а »
(с о в м е с т н о
с
родителями)
Знакомить
детей
с
видами
хлебобулочных
и зд е л и й
д р у г и х
народов:
багет
–
Франция,
лаваш
–
Армения и т.д.
Март
Воспитатели,
родители
24
Ко н к у р с
ч т е ц о в
« Х л е б
в с е м у
голова»
Учить использовать
полученные
знания
в
с п е ц и а л ь н о
Апрель
Воспитатели
организованной
самостоятельной
деятельности
(театральной)..
25
Лепка
из
соленого
теста «Угощение для
кукол»
Учить использовать
полученные
знания
в
с п е ц и а л ь н о
организованной
самостоятельной
деятельности
(театральной).
Апрель
Воспитатели
26
Развлечение
«Каравай,
каравай…»
Знакомить
детей
с
хороводными
играми,
посвященными
х л е б у.
С о з д а т ь
хорошее
настроение.
Май
Воспитатели
27
Беседа по картинам
«На
пашне»
А.Н.
Ком а р о в о й,
« Н а
пашне. Весна.» А.Г.
Венецианова,
« Ж а т в а »
З. Е.
Серебряковой
Выставка
рисунков
« Т а к о й
р а з н ы й
хлеб»
У ч и т ь
в и д е т ь
выразительные
средства,
которые
использовал
х у д о ж н и к
д л я
передачи
н а с т р о е н и я
в
картинах.
Учить
высказывать
свое
о т н о ш е н и е
к
содержанию
картин.
Май
Воспитатели,
музыкальный
руководитель
28
Занятие
«Обобщение знаний
детей
о
процессе
в ы р а щ и в а н и я
и
изготовления хлеба»
Закреплять
знания
детей
об
озимой
ржи.
О бъ я с н и т ь
з н ач е н и е
с л о в а
«жито».
Май
Воспитатели
29
Итоговая
беседа
в
музее
Подвести
и то г и:
п о буд и т ь
д е т е й
в с п о м н и т ь,
ч т о
нового они узнали о
хлебе.
Май
Воспитатели
Приглашение гостей. Разработка различных видов экскурсий проводится в
течении всего года
Перспективный план работы с родителями.
Цели и задачи
Сроки
Ответственны
е
1
Консультация
«Программное
содержание
о б у ч е н и я
и
воспитания
детей
подготовительной
группы»
Познакомить родителей
с
п о к а з а т е л я м и
р а з в и т и я
д е т е й
п о
разделу
«познавательное
развитие»
(воспитание
бережного отношения к
окружающему
миру);
« к у л ь т у р а
б ы т а »
(навыки
поведения
за
столом).
Сентябрь
Воспитатели
2
Опрос
родителей
«Воспитание
бережного
отношения к хлебу
в семье»
Выявить
отношение
родителей к беседе как
методу
в о с п и т а н и я
детей.
Показать
роль
личного
примера
в
воспитании детей.
Октябрь
Воспитатели,
родители
3
Оформление
альбома
«Хлебобулочные
изделия»
Привлечь
родителей
к
процессу
обогащения
э к с п о н а т о в
м у з е я
расширкнию
знаний
детей
о
многообразии
хлебобулочных
изделий.
Ноябрь
Воспитатели,
родители.
4
Изготовление
дидактической
игры «Что сначала,
что потом»
Привлечь
родителей
к
процессу
ознакомления
д е т е й
с
последовательностью
д е й с т в и й
п р и
выращивании хлеба.
Декабрь
Воспитатели,
родители.
5
Представление
художественной
л и т е р а т у р ы
о
хлебе.
Привлечь
родителей
к
оформлению
в
группе
мини-библиотеки
о
хлебе.
Январь
2010г.
Воспитатели,
родители.
6
Консультация
«Мамины
помощники»
Показать
воспитательную
ценность
совместного
семейного труда, в том
ч и с л е
ц е н н о с т ь
совместного
приготовления
пищи,
выпечки.
Февраль
Воспитатели.
7
Представление
различных
хлебобулочных
и з д е л и й
д л я
оформления
выставки «Золотые
руки»
Привлечь
родителей
к
процессу
обогащения
з н а н и й
д е т е й
о
многообразии
хлебобулочных
изделий,
воспитанию
уважительного
отношения
к
т руд у
людей,
выращивающих
хлеб.
Март
Воспитатели,
родители.
8
Опытническая
деятельность
«Высадка
з е р е н
пшеницы»
Привлечь
родителей
к
процессу
п р и гото вл е н и я
д л я
в ы с а д к и
з ё р е н
пщеницы
Март
Воспитатели,
родители.
9
К В Н
« Х л е б
д а
каша – пища наша»
(с о в м е с т н о
с
родителями)
Привлечь родителей к
Совместной
деятельности
воспитывать
детско-
родительские
отношения
Март
Воспитатели,
родители.
10
Э к с к у р с и я
в
библиотеку
«Выставка
книг
о
хлебе»
Привлекать родителей к
процессу
обогащения
з н а н и й
д е т е й
о
произведениях,
посвященных хлебу.
Апрель
Воспитатели,
родители.
11
Выставка рисунков
« Х л е б
б ы в а е т
разный»
Побуждать
родителей
совместно
с
детьми
использовать
полученные
знания
в
специально
организованной
деятельности.
Апрель
Воспитатели,
родители.
12
Родительское
собрание
«Подведем итоги».
Показать
эффективность
совме стной
р а б от ы
Д О У
и
с е м ь и
п о
оформлению
у
детей
бережного отношения к
хлебу, вызвать желание
и
в
д а л ь н е й ш е м
принимать
активное
Май
Воспитатели,
родители.
участие
в
воспитании
своих детей.
Предполагаемый результат:
Важная
особенность
мини-музеев
-
участие
в
их
создании
детей
и
родителей. Дошкольники чувствуют свою причастность к мини-музею: они
участвуют в обсуждении его тематики, приносят из дома экспонаты. Ребята
из старших групп проводят экскурсии для младших, пополняют их своими
рисунками. В настоящих музеях трогать ничего нельзя, а вот в мини-музеях
не только можно, но и нужно! Их можно посещать каждый день, самому
менять,
переставлять
экспонаты,
брать
их
в
руки
и
рассматривать.
В
обычном музее ребенок - лишь пассивный созерцатель, а здесь он -
соавтор, творец экспозиции. Причем не только он сам, но и его папа, мама,
бабушка и дедушка. Каждый мини-музей - результат общения, совместной
работы воспитателя, детей и их семей. Мини-музеи стали неотъемлемой
частью
развивающей
предметной
среды
нашей
группы.
Мини-музеи
постоянно
пополняются
новыми
экспонатами.
Здесь
же
размещаются
детские работы, выполненные совместно с взрослыми.
Список литературы:
1.
«Программа
патриотического
воспитания
детей
дошкольного
возраста».Пермь.2000г.
2.
О.Л.
Князева
«Приобщение
детей
к
истокам
русской
народной
культуры», Санкт-Петербург, 1997г.
3.
Н.В. Рыжова, Л. Логинова, А. Данюкова «Мини-музей в детском саду»,
Линка Пресс, Москва, 2008г.
Детсадовские музеи начинаются с малого - тематического уголка, посвящённого какой-либо интересной сфере. По мере пополнения коллекции формируется полноценная музейная экспозиция. Дети той группы, в которой она находится, вскоре получают возможность попробовать себя в роли экскурсоводов, проводя познавательные экскурсии для воспитанников других групп. Огромный плюс - интерактивность музейной работы в детсаду. При которой дети могут трогать руками и близко изучать экспонаты; чувствуют свою причастность к процессу. И, как следствие, растёт их интерес к познанию нового; легче усваиваются знания и учебный материал. Ценный опыт, накопленный педагогами в музейной педагогике, обобщён на страницах данного раздела. Здесь представлены иллюстрированные фотографиями подробные материалы о мини-музеях самой разной направленности.
Музеи в детском саду от А до Я.
Содержится в разделах:По группам:
Показаны публикации 1-10
из 1989
.
Все разделы
| Музеи в детском саду. Мини-музеи в группах
Цель создания музея - обогащение предметно – развивающей среды группы . Расширять знания детей о древних обитателях нашей планеты. Задачи : -Познакомить детей с разными видами динозавров через познавательный рассказ, просмотр мультфильмов, картинок. Воспитывать интерес к...
В 2019 году в конкурсе "Предметно-развивающая среда на прогулочном участке" нашу группу вновь отметили , как одну из лучших. На летней веранде мы разместили "Мини- музей старины ". Некоторые экспонаты предоставили прабабушки наших воспитанников. У ребят есть возможность...
Музеи в детском саду. Мини-музеи в группах - Консультация для родителей «Путешествуем с помощью коллекционирования. Использование коллекции магнитов»
Публикация «Консультация для родителей «Путешествуем с помощью...» Консультация для родителей «Путешествуем с помощью коллекционирования» (использование коллекции магнитов. (Материал может быть использован воспитателями) Почти у всех дома есть коллекция магнитов на холодильнике. Здесь магниты не только из мест, которые Вы посетили, но и подарки...
Библиотека изображений «МААМ-картинки»
Организация мини-музея в детском саду Создание мини-музеев в детском саду на сегодняшний день очень актуально. Это связано, во-первых, с тем, что мы живем в регионе, удаленном от культурных центров, где размещено большее количество музеев; во-вторых, многие родители считают что, дошкольникам еще рано посещать такие...
Мини-музей поделок из природного материала в детском са ду. Воспитатель Захарова У.В. МДОУ детский сад "Золотые зернышки" Малоярославецкий район, с.Детчино. Осень - это период, когда можно найти огромное количество разнообразного природного материала. Дети с самого раннего...
Музейная педагогика в образовательном процессе ДОО В нашем саду успешно применяется социально-педагогическое проектирование, связанное с образовательным учреждением и средой, в котором реализуются процессы обучения, формирования и в том числе социально-личностное воспитание...
Музеи в детском саду. Мини-музеи в группах - Проект «Мини-музей «С книгой дружить - век не тужить!»
Проект на тему: Мини - музей: "С книгой дружить - век не тужить!" выполнила воспитатель МКДОУ д/с №16 "Светлячок "Жукова М.Ю. г.Чкаловск Нижегородской обл. 1.Анализ ситуации (актуальность темы): В настоящее время книга в семье как воспитательное и образовательное воздействие на...
Проект: Мини-музей в группе как средство формирования начал коммуникативной компетентности старших дошкольников Проект краткосрочный с 01.12.по 31.12.2017 Назначение материала: Согласно требованиям ФГОС развивающая среда в группе должна способствовать развитию личности,...