Основные направления развития древнеегипетской культуры. Египетская культура. Возникновение и историческая характеристика

Египет дает нам самый яркий пример той стадии становле­ния древней восточной культуры, где практические достиже­ния и развитость прагматически ориентированной рацио­нальности сочетается с основополагающей ролью чувств и об­разов, доставшихся в наследство от первобытного мифа.

Истоки египетской культуры лежат в глубокой древности. Хронологически история Древнего Египта делится на:

    Древнее царство: 3197-2160 гг. до н. э.

    Среднее царство: 2160-1580 гг. до н. э.

    Новое царство: 1580- 1100 гг. до н. э.

    Поздний период: 1100 г. до и. э. - 395 г. н. э.

В III тысячелетии до н. э. Нижний, Средний и Верхний Египет, представлявшие собой три само­стоятельных государства, объединились. С этого события и начинается развитие культуры и истории Древнего Египта.

В последний период Египет теряет свое могущество, и его постепенно завоевывают другие народы: персы, ассирийцы, греки, римляне, византийцы. В раннем средневековье в Еги­пет проникает ислам.

Географическое положение

Древнеегипетское государство зародилось вдоль реки Нил, на севере Африки. Его местоположение обусловливалось пло­дородием иловых почв, образованных разливами Нила, и воз­можностью получать несколько урожаев в год. Этот геогра­фический и климатический фактор сыграл решающую роль в экономическом и политическом развитии Египта.

Административное деление на номы (сельскохозяйствен­ные общины), которыми управляли номархи, позволило обес­печить четкое управление страной.

Особенности мировоззрения

Социальное устройство. Схема социального устройства напоминает пирамиду: вершину занимал фараон (царь), со­средоточивший в одном лице все формы власти. За ним - жрецы, министры, военачальники, номархи. Следующую, более нижнюю ступень занимали писцы, сборщики налогов, контролировавшие исполнение законов. Ступень ниже - крестьяне, еще ниже - ремесленники, торговцы. В подно­жье пирамиды - рабы, не имевшие никаких прав. Ряды ра­бов пополнялись военнопленными: Египет вел завоеватель­ные войны.

Более трех тысяч лет египетское государство было самым могущественным для своего времени. Тому способствовали крепкая государственная власть, налаженная система управ­ления, совершенное по тому времени законодательство, вы­сокая культура земледелия, развитие науки и огромная роль религии в жизни египтян (самого религиозного народа в ис­тории древнего мира).

Религия.

Древний Египет считается классической страной поклонения богам в виде животных. Помимо общеегипетских, у каждой группы населения были еще свои местные священ­ные животные. Египетские боги имели суровый, «звериный» облик и должны были устрашать, заставлять бояться, пови­новаться и поклоняться.

Боги в изображении древних египтян - это существа с че­ловеческим телом и головами животных, их божественность здесь изображается через образы существ, населяющих свя­щенную природу.

Наиболее распространенные древнеегипетские культы: культ животных, культ Нила, культ фараона, культ Солнца, культ мертвых (заупокойный культ), культ Осириса (культ природы).

Культ животных самый древний. Наиболее популярные боги-животные - крокодил, кошка, бык, змея, корова, жук-скарабей. Во все периоды своей истории Древний Египет предпочитал солярный культ (культ солнца), связанный с поклонением Солнцу (Ра) и обожествлением фараона. Бог Амон - покро­витель фараонов - символизировал их божественное про­исхождение от Ра, а соединение двух божеств в одно (Амон- Ра) утверждало тождественность Солнца и верховного пра­вителя.

К пантеону главных богов можно причислить Осириса, бога мертвых, культ которого олицетворял поклонение уми­рающей и вечно возрождающейся природе. С этим культом связано поклонение Исиде (богине плодородия), ее сыну Гору и Тоту (богу мудрости). Их антиподом был бог зла - Сет.

Одной из особенностей древнеегипетских верований, оп­ределивший характер древнеегипетского искусства, являет­ся заупокойный культ, в основе которого - вера в загробную жизнь и бессмертие души («Ба») и ее покровителя («Ка»). По представлениям египтян, человек состоит из двух элемен­тов - материального (тела) и духовного («Ка» и «Ба»), Пос­ле смерти душа покидает тело через глаза и ее ждет суд Оси­риса. Душа грешника должна быть отдана на растерзание чу­довищу с головой крокодила и туловищем собаки. Душе пра­ведника уготована вечная жизнь, для чего ей необходима вне­шняя оболочка. Следствием этих представлений является бальзамирование (изготовление мумий). Мумию могла заме­нить статуя - точная копия умершего. Заупокойный культ привел к развитию химии, медицины (хирургии), искусства скульптурного портрета.

Большинство обрядов Древнего Египта было связано с Ни­лом - источником процветания государства. Праздники в честь Нила были важными государственными земледельчес­кими праздниками, такими, как праздник первой борозды или начала жатвы. При наступлении времени разлива Нила фа­раон бросал в реку папирус с приказом о начале разлива, он также начинал пахоту, срезал первый сноп нового урожая.

Таким образом, религиозная система египтян с развитым культом богов и мертвых, устойчивая и консервативная, скреп­ляла все проявления культуры, искусства, науки в единый иде­ологический монолит.

На первый взгляд, Египет как страна, находящаяся на Се­вере Африки, не может быть отнесен с полным основанием к . Но в данном случае понятия «Восток» и «Запад» имеют не столько геогра­фическое, сколько понятие. одна из самых древних - она существует с V тысячелетия до н.э. и по своему существу одна из самых . Поэтому ее относят к восточному обществу .

Существенным фактором, оказавшим влияние на разви­тие древнеегипетской цивилизации, были природные усло­вия . Плодородная долина Нила позволила собирать по два урожая в год. По некоторым данным урожай этот был очень обильным - до 100 центнеров с гектара. Плодородная доли­на Нила была довольно узкой. За сравнительно небольшой полоской плодородной земли по обе стороны реки простира­лась безжизненная пустыня. После разлива Нила нужно было подавать воду на посевы - оросительная система была раз­витой и совершенной.

Пирамиды и оросительная система являются своеобраз­ной отличительной чертой древнеегипетской цивилизации. Египетское общество было обществом закрытого типа . Это была рабовладельческая деспотия, своим социальным устрой­ством напоминавшая пирамиду: внизу - рабы, затем крес­тьяне, ремесленники, писцы, жрецы, чиновники, вельможи и на вершине - фараон, власть которого была неограничен­ной и абсолютной. Фараон занимался всем: торговлей, поли­тикой, ирригационными работами, религией. Он соединял в себе высшую религиозную и политическую власть. Его фигу­ра была божественной. Египетские пирамиды древние греки относили к одному из семи чудес света. Они поражали их своими размерами. Ни­чего подобного античный мир не знал. Размер пирамиды Хе­опса поражает: основание - 5 га, высота - 146,5 м Сложена из 2300000 гранитных камней, каждый из которых весит 2,5 т. Но практической целесообразности в сооружении пирамид не было. Ничьей жизни они не улучшили, никому благосостояния не принесли. Их сооружение тяжелым бременем ложилось на египетскую экономику. И все-таки пирамиды упорно со­оружались в течение нескольких столетий. Почему?

Люди, жившие в долинах рек, стали по-другому воспри­нимать мир. Раньше реальность была смесью хаоса и космо­са, божественного и обычного. Но теперь это представление об устройстве мира изменилось.

Всем известно, что пирамиды воздвигались в качестве усыпальниц фараонов . Каждая из них посвящена определен­ному властителю. Чем же объяснить громадность пирамид, их подавляющее величие? Необходимостью вызвать пред­ставление о мощи и величии фараона . Сверхчеловеческое - это уже божественное. Фигура царя обожествляется. Имен­но царь - бог в представлении древневосточных людей был источником всех тех монументальных сооружений, которые характеризуют любую культуру Древнего Востока. Эти соору­жения представляли собой выражение того, что среди людей в качестве их повелителя пребывает божество, что оно несо­измеримо ни с чем человеческим, бесконечно его превосхо­дя. Следовательно, монументализм древневосточных культур и царская власть неразрывно связанны, друг друга дополня­ют и проясняют.

Характер и размах государственной деятельности древних египтян определил направленность их материальной и духовной культуры. Большой размах работ по созданию ороситель­ной системы требовал четкой организации работ, практичес­ких навыков и научных знаний. Общеизвестны обширные по­знания египтян в математике и астрономии . Они вычислили площадь круга, дали миру календарь, разделили сутки на 24 часа, письменность (24 иероглифа), папирус, кирпич, дрожже­вой хлеб и многое другое. Особенно большой вклад они вне­сли в медицину . Египетские жрецы были не только служителя­ми культа, но и одновременно врачами, метеорологами, мага­ми. Конечно, медицинские и другие научные знания носили эзотерический характер, были вплетены в религиозно-финан­совую систему, но носили довольно обширный характер.

В древнеегипетской культуре есть чудесные памятники искусства : мифы, сказки, повести, поучения. Литературные произведения имели ритмическую форму, традиционные сюжеты. Несмотря на связь с религиозной идеологией, раз­витие литературных жанров не останавливалось.

В изобразительном искусстве древние египтяне остави­ли нам образцы портрета, скульптуры, архитектуры. Изобра­жение человека в скульптуре у египтян отличалось статично­стью, неподвижностью. Если это было изображение на камен­ной плите или надгробии, то почти всегда фигура человека изображается в фас, а голова и ноги - в профиль. Это объяс­няется тем, что одним из источников живописи была пиктог­рафия - переходная форма к иероглифическому письму. Изображение вельможи или фараона в групповой компози­ции отличалось тем, что его фигура всегда была в полтора - два раза графически выше остальных (простых) людей.

Мифологию, религию и культуру древних египтян помога­ют представить найденные археологами «Тексты пирамид» - сложная система молитв, гимнов, заклинаний, которыми со­провождались похоронные царские ритуалы. К подобного рода источникам относятся и «Тексты саркофагов» , которые сохранялись на саркофагах эпохи Среднего царства (XXI - XVIII ст. до н.э.), а также «Книга мертвых» .

Вселенная , согласно представлениям египтян, создана бо­гом Солнца, родившимся из бутона голубого лотоса - симво­ла жизни. Жизнь - это вечная борьба света и мрака, добра и зла. Египтяне обожествляли животных и растения - это осо­бенность их религии. Каждое божество выступало в виде ка­кого-либо животного, рыбы или птицы. В египетской мифо­логии много божеств, но выделялась триада главных: Амон (Ра), Мут - богиня неба, их сын Хор. Особо выделялся также Оси­рис - бог подземного царства, его жена Исида - богиня пло­дородия, символ супружеской верности и материнства. Хор — символ власти фараона, Шу - бог ветра, Нут - богиня неба, Тефнут - богиня влажности. Геб - бог земли, Сет - бог луны, Неферт - богиня красоты.

Духовный мир древних египтян был тесно связан с их ве­рой в потустороннюю жизнь. Основным условием загробной жизни считали сохранение телесной оболочки умершего . По­этому такое огромное значение придавалось бальзамирова­нию и обеспечению покойника необходимыми на том свете вещами. Культ мертвых, идея бессмертия, неуничтожимость человеческой сущности нашел отражение не только в тради­ции бальзамирования, но и в египетской скульптуре (статуя Рамсеса II, золотая маска Тутанхамона), в живописи (роспи­си гробниц), в архитектуре (пирамиды фараонов).

Символами египетской культуры являются не только фа­раоны, но и сфинксы (олицетворение тайной премудрости), и боги Ра, и Осирис, и анкх - египетский крест с петлей - «ключ Нила» - атрибут богов и власти. Это культура рабов­ладельческого общества и такой его разновидности, как ра­бовладельческая деспотия. Достижения древнеегипетской культуры велики - это монументальная каменная архитек­тура, пирамиды, папирусы, техника ирригационных работ, зачатки медицинских знаний, математические и астрономи­ческие познания, скульптурный портрет, литературные па­мятники, идея социальных законов, чиновничий аппарат. Исторические рамки этой культуры - начало V-IV тысяче­летия до н.э., конец XI-IV век до н.э. Ее значение в том, что она послужила прототипом других культур ближнего Восто­ка. Многие ее достижения через греческую и римскую антич­ность были включены в последующую общечеловеческую культурную традицию.

Читайте продолжение темы «Культура Древнего Востока»:

Культура древнего Египта возникла в глубокой древности. Ее истоки берут начало в догосударственный период. Выдающимся достижением древних египтян была своеобразная система письменности - иероглифическое письмо. Оно использовалось прежде всего для торжественных надписей на камне (само его название произошло от греческих слов, означающих «священный» и «то, что вырезано»). С течением времени система письма упрощалась, появились звуковые сочетания, слоги. Письменность из картинной превратилась в звуковую. В последний период истории древнего Египта получило распространение демотическое письмо (скоропись).

За три тысячи лет в Египте была создана богатая художественная литература, отличавшаяся многообразием жанров и утонченной образностью. Как и у других народов, истоки этой литературы - в устном народном творчестве. Сказки - «О двух братьях», «О правде и кривде» и др. - отражают разные стороны народной жизни. Их главная идея стремление к справедливости, конечному торжеству незаслуженно страдающего праведника, восхищение перед благородством и честностью достойных людей.

Многие мотивы древнеегипетской литературы получили развитие в культуре других народов, в том числе и Библии.

Стремление к познанию человека, его судеб пронизывает всю древнеегипетскую литературу. Оно звучит даже в гимнах богам, но особенно сильно в лирической поэзии, отличавшейся изысканностью и тонкостью в описании человеческих чувств. Большое место в древнеегипетской литературе занимают описания путешествий, дидактические произведения, светская и религиозно-философская поэзия.

Религия и жречество в Египте возникли задолго до формирования государства. С течением времени значение культов менялось, хотя фетишизм и тотемизм сохранились надолго.

Особое место в религии древних египтян занимает заупокойный культ, вера в то, что смерть - это всего лишь переход человеческого существа в иной мир (отсюда мумификация, размещение в могилах пищи, оружия, всевозможных статуэток животных и людей, магические надписи и заклинания). Этот культ получил особенно сильное отражение в «Книге мертвых» Коростовцев М.А. Религия древнего Египта. - М., 2006. - С.90.

Смерть была ничем иным как переходом в вечную жизнь, или почти вечную (пока тело в сохранности, и помнится имя). В первобытном обществе вместе с мертвым закапывали жену и все необходимое. Но уже за 3 тыс. лет до н.э. этот обычай изменился: на папирусе или прямо на стенах гробницы стали писать и изображать вещи и животных, а также рабов, которые могли там пригодиться. Хотя мелкие предметы обихода, драгоценности и одежду все равно продолжали складывать рядом с умершим. Пищу, которой Ка (душа) питается, тоже постепенно перестали приносить, вместо этого на папирусе перечислялась еда на каждый день, какой они хотели бы покормить своего предка. Поскольку загробная жизнь, в представлении древних египтян, была естественным продолжением жизни земной, а умерший воспринимался как реально существующий, способный к тому же принести вред или, наоборот, оказать помощь своим близким на земле, живые пытались иногда установить контакт с умершими родственниками посредством писем. В письмах излагались просьбы живых к умершему. Иногда просьбы сопровождались угрозами, ведь живой мог прекратить подносить дары умершему, прекратить отправлять его заупокойный культ и т.п. - словом, причинить покойнику всякие неприятности или, наоборот, начать относиться к нему более внимательно и чутко. Некоторые болезни живых считались следствием злых козней умерших. Это было одной из причин возникновения переписки: конфликт пытались уладить мирно.

Бальзамирование, способствовавшее увековечиванию личности, происходило по особой технологии. Удалялись внутренности, все кроме сердца там по представлениям египтян находились душа и сознание человека. Тело в течение 70 дней высушивали в натроне (соединение натрия). После чего оно оборачивалось тканью, довольно много слоев: так, один из фараонов был завернут в 900 кв. м. материи. Люди других сословий, кроме самых бедняков, также заворачивались в большое количество ткани. Видимо, ткань собирали всю жизнь.

Бессмертными становились, как и в любой другой культуре, естественно, только души праведников. При этом египтяне действительно верили, что достаточно отказаться в письменном виде от всех своих грехов, чтобы изгладить их из памяти людей и богов. После долгого и трудного путешествия по загробному миру душ(и) человека (видимо все пять в одном лице) должны были найти Великий Чертог Двух Истин (двух, потому что душе приходилось дважды клясться в своей невиновности). Там происходил своеобразный допрос, на котором душе приходилось отрицать свою виновность во всех существующих грехах (всего их насчитывалось 42). И если весы богини справедливости, правды и правосудия Маат показывали, что душа лжет, имя грешника объявляли несуществующим, а сердце отдавали на съедение богине Аммат Пожирательнице, чудовищу с телом гиппопотама, львиной гривой и пастью крокодила. Египтянин лишался жизни теперь уже навсегда. Если же весы справедливости оставались в равновесии, покойного признавали оправданным и бог Тот записывал имя египтянина на папирусе и после еще нескольких формальностей покойный отправлялся в страну вечного блаженства. Очень рано исключительное значение приобретают солнечные божества Ра, Атум, Амон. Особое место занимал культ царя, личность которого обожествлялась. Фараон играл главную роль в земледельческих мистериях - при начале разлива Нила он бросал папирус в реку с приказом начать разлив, он же начинал пахоту и срезал первый сноп нового урожая Рак И. Легенды и мифы Древнего Египта. - СПб.: Нева, 2007. - С.71.

С поклонением умершему царю связан культ всеегипетского бога Осириса, воплощающего животворящую силу природы. Плутарх передает подробности мифа об этом самом почитаемом в Египте боге, который был плодом любовной связи бога земли Геба и небесной богини Нут. Богиня Нут помимо Осириса родила Сетха, Исиду и Нефтиду. Согласно египетской мифологии, Осирис вывел египтян из состояния дикости, дал им законы, научил земледелию, выращивать виноград и хлеб. Повсюду его встречали с почестями, как благодетеля человечества. Но его брат Сет тайно вступил в сговор с 72 другими богами и убил Осириса и супруга его Исида родила в тростнике у Нила младенца Гора. Мальчика спрятали, Исида с помощью бога Ра и жрецов нашла мужа и воскресила его. Египетские источники дополняют рассказ Плутарха рассказом о ее поминальном плаче «Приди в свой дом!», который позднее стал прототипом всех причитаний по умершим. Обрядовый цикл, связанный с Осирисом, длится пять дней и превращается в настоящую мистерию. Обряды сопровождают звуки флейты, арфы, тимпана. Все украшено множеством цветов. Это действо можно считать началом театральной драмы.

Бог Солнца несомненно был самым главным. Но интересно восприятие этого бога: у него было несколько проявлений: утром это был бог Хепри в образе жука-скарабея, катящего шарик-солнце перед собой, в полдень бог Ра, человек с головой орла, а вечернее, умирающее солнце олицетворял бог Атум. Также солнечный бог изображался в виде сокола, иногда огромного кота, а также человека с головой сокола, увенчанный солнечным диском. Еще какая-то птица, которую греки называли фениксом, олицетворяла души бога Ра. Но все это был один бог, просто в разных своих проявлениях.

Анх - один из самых известных египетских символов, Ключ Жизни, древнейший символ. Анх состоит из нескольких элементов: вверху изображался круг - символизирующий солнце, мир божественный, а также вечное возвращение всех вещей. Вселенную, единую в непрерывном вращении. Под ним горизонтальная линия - горизонт, над которым изображено восходящее солнце, еще ниже изображалась вертикальная линия, символизирующая путь к божественному свету, который должен пройти каждый ученик.

Анх изображен в руках богов как эмблема Вечной Жизни и как «ключ» к таинствам Природы. Также обозначает Небесного Человека, который, как микрокосмос, является ключом мистерий Вселенной, или Макрокосмоса. Модификацией анха является тау, в котором отсутствует верхняя часть (круг) и который представляет Дерево Жизни, Равновесие и Справедливость.

Уджат - «Глаз Света», «Око Гора». По легенде Гор в битве с Сетом теряет свой физический глаз и получает от бога Тота глаз Уджат - глаз тайного сокровенного зрения души. Уджат является символом или принципом жертвы, позволяющей человеку двигаться по Пути. Он изображался в виде ока со слезой и спиралью под ним. Слеза символизирует жертву, а спираль - путь приобщения к Тайнам Вселенной, как напоминание о том, что лишь через жертву и отдачу человек может постичь сокровенные Тайны Природы.

Джед - означает «твердость», «прочность», «неизменность», «постоянство». Колонна стабильности. Символ, связанный с поиском и нахождением внутреннего центра, умением подчинять четыре плана персоны единой действующей воле.

Узел Исиды - один из атрибутов великой богини Исиды, представляющий пряжку ее пояса. Исида является покровительницей любви, и поэтому этот символ означает отказ от эгоизма, закон любви и отдачи. Также узел Исиды символизирует соединение неба и земли благодаря чистоте души, открывающей невидимую сторону вещей и явлений.

Собек - крокодил, охраняющий проход, охраняющий врата и пожирающий все временное и преходящее. Символ Собека часто связан с прохождением через испытания, с выбором.

Крюк и плеть - атрибуты фараона. Крюк символизирует умение привлекать и удерживать, выбирать лучшее, стоять на защите справедливости. Плеть фараона символизировала отсечение худшего, темного, не совместимого с Законом Маат.

Корона Верхнего и Нижнего Египта - двойная корона символизировала верховную власть над Верхним и Нижним Египтом и одновременно была символом объединения высшего и низшего ума, двух принципов, двух сторон существования.

В религии Древнего Египта особенно распространен культ Осириса, умирающего и вечно воскресающего бога плодородия и царя и судьи загробного мира, символизирующего животворные силы земли. Этому богу посвящено примерно около трети дошедших до нас египетских мифов.

Амон (Амун) Сокровенный или Незримый. Обычно Амона изображали в антропоморфном виде в короне с двумя высокими перьями и солнечным диском, иногда с головой барана. Двумя другими священными животными бога были гусь и змей. Он участвовал в сотворении этого мира по некоторым мифам.

Хапи - бог Нила, дарующего жизнь Египту, и потому любимый во всей долине. Начало разлива, приход Хапи, было праздником Нового года, когда реке приносили жертвы (в исторические времена свитки папирусов со списками жертв). Изображали бога тучным человеком в короне из папируса, с крупными рыбинами или высокими сосудами в руках, из которых льется вода.

Атон - живой солнечный диск. Культ Атона как единого бога существовал благодаря Аменхотепу IV Эхнатону. Имя Аменхотеп, что означало Амон доволен, на пятом году царствования царь сменил на имя Эхнатон, означавшее Полезный Атону, и провозгласил главным божеством Солнце владыку всего сущего на Земле. Культы остальных богов были запрещены, многочисленные жрецы остались не у дел, утратив привычное высокое положение. Но после смерти фараона культ Атона, как того и следовало ожидать, был запрещен.

Анубис согласно текстам пирамид главный бог в царстве мертвых (видимо, после Осириса), изображался в виде лежащего черного шакала или собаки, или человека с головой шакала.

Апис - священный бык, божество плодородия, почитавшийся в течение всей истории Египта до принятия христианства.

Меретсегер Любящая молчание - ее изображали в виде кобры с раздутым капюшоном или женщины с иероглифом запад на голове.

Хнум - бог плодородия, демиург, слепивший на гончарном круге людей и их Ка (двойников), а в греко-римский период считали, что он слепил всю вселенную. Изображался в виде барана или человека с головой барана.

Охранительницы детей богини Месхент, Таурт и мохнатые уродцы-карлики Бэсы. Таурт (Таурет) богиня, почитаемая как покровительница родов и материнства, охранительница дома. Изображалась в виде стоящей на задних лапах беременной самки гиппопотама, опирающейся на иероглиф защита. Интересно, египтяне считали, что все дети наделены вещим даром; по крикам детей, играющих возле храмов, можно было предсказывать будущее. Для этого надо было мысленно спросить о чем-нибудь богов, потом сразу же выйти во двор: первое услышанное слово, произнесенное ребенком, и было ответом.

Египетский скорпион был воплощением богини Серкет, культ которой не был связан с каким-либо определенным местом. Богиня эта нередко упоминается в религиозных и магических текстах Овчинникова А.Г. Легенды и мифы Древнего Востока. - СПб.: 2012. - С.197.

Для культа животных типична противоречивость отношения человека к обожествленному животному или растению. Возьмем для примера льва, обожествленного в ряде местностей и занимающего видное место в мифологии. Лев считался воплощением царя, однако это обстоятельство нисколько не мешало царям охотиться на льва и даже хвастаться своими охотничьими трофеями. Наряду с обожествленными змеями в текстах нередко упоминаются змеи, воплощавшие силы зла и тьмы. Встречаются магические тексты с заклинанием против змей.

Быки, как и другие животные, считались священными. Отождествлялись с богом Аписом. Перед принесением в жертву их тщательным образом осматривали. Исследование проводил специально назначенный для этого жрец. Если находили хоть один черный волос на животном, оно считалось нечистым. Потом осматривали язык, чист ли он от особых знаков. Жрец также осматривал волосы на хвосте, чтобы узнать правильно ли они растут. Если животное оказывалось чистым по всем статьям, рог ему обвивали папирусом и ставили на нем печать. Бык был готов для принесения в жертву. За принесение в жертву неотмеченного животного полагалась смертная казнь. Отмеченное животное подводили к алтарю и зажигали огонь. Затем совершали возлияние вином над алтарем, где лежала жертва, и, призвав божество, закалывали животное, а потом отрубали ему голову. Голову эту выбрасывали в Нил, произнося над ней заклинание, суть которого заключалась в том, что если Египту грозит беда, то пусть та беда падет на эту голову, а не на Египет. В силу этого обычая ни один египтянин не мог употреблять в пищу головы каких-либо животных.

Свинью египтяне считали нечистым животным. И если кто-то, проходя мимо свиньи, нечаянно задевал ее, то сразу же шел к реке и прямо в одежде погружался в воду, дабы смыть с себя прикосновение нечистой. Свинопасам, единственным из египтян, не было дозволено вступать ни в один египетский храм. Свиней не приносили в жертву богам. Было только одно исключение: в день полнолуния их приносили в жертву Исиде и Осирису и съедали жертвенное мясо, в другие же дни никто свинину не ел. Египтяне очень строго соблюдали религиозные обряды.

Все животные, которые есть в Египте, как домашние, так и дикие, считались священными. Для ухода за животными каждой породы назначались особые служители мужчины и женщины, причем та должность переходила по наследству от отца к сыну. Каждый житель города выказывал свое благоговение перед животными. Если кто-либо умышленно убивал животное, его карали смертью; если случайно, то он платил штраф, установленный жрецами. А за убийство ибиса или ястреба, казнили в любом случае. Если в доме умирала кошка, то все обитатели дома сбривали себе брови. Если собака то все стригли себе волосы на теле и на голове. Трупы кошек отвозили в город Бубастис, бальзамировали и погребали там в священных землях. Собак и мангустов хоронили в своем городе в священных гробницах. Землероек же, ястребов и ибисов отвозили хоронить в другие города. Медведей (редких в Египте), волков и лисиц хоронили там, где находили их мертвыми. Найдены гробницы священных соколов.

В некоторых областях Египта священными считались крокодилы. Себек (Собек, Собк) бог-крокодил, опасный хищник представлен в мифах амбивалентно: защитником богов и людей или их врагом. Жители Фив содержали дома по одному ручному крокодилу. В уши ему вдевали серьги из стекла с золотом (стекло в Египте было очень редким и ценным предметом в то время), а на передние лапы надевали кольца. Их кормили специальной священной пищей, заботливо ухаживали за ними, а после смерти бальзамировали и погребали в священных покоях. Но в других землях с ними обходились как с врагами и даже не употребляли в пищу.

Важное место в древнеегипетской мифологии занимает бог Тот (бог луны, мудрости, письма и счета, покровитель наук, писцов, священных книг и колдовства).

О влиянии религии на архитектуру свидетельствуют великие пирамиды Древнего царства. Вместе с тем это не просто заупокойные сооружения, но символы власти царя, стоящего во главе сильного централизованного египетского государства. Фараоны высоко чтили архитекторов своих пирамид, и их статуэтки хранились в царских гробницах. Среди архитектурных шедевров Египта важное место занимают величественные храмы в Карнаке и Луксоре, террасные храмы Хатшепсут, украшенные ее прекрасными статуями, храм Рамсеса II в Абу-Симбеле и др. Монте Пьер. Повседневная жизнь египтян во времена великих фараонов. - М.: 2010. - С.187

Египетская скульптура рано приняла портретные черты, что связано с практикой мумификации, когда изготовлялась гипсовая маска.

Большое развитие получили в Египте научно-практические знания - строительное дело, математика (в частности - геометрия), астрономия. Египтяне почти точно подсчитали число «пи» - 3, 16. Их календарь насчитывал 360 дней плюс 5 дней на религиозные праздники. С небольшими поправками при Юлии Цезаре этим календарем Европа пользовалась до 1582 г., а Россия до 1918 года.

Мумификация способствовала развитию медицины, в частности, хирургии. 42-х метровый медицинский папирус Эберса свидетельствует, что египтяне хорошо знали функции человеческого организма и умело врачевали людей Ларченко В.Н. Культура Древнего Египта. - М.: Арт-Родник, 2010. - С.21.

Многовековая египетская цивилизация внесла огромный вклад в культурный фонд человечества. Она оказала мощное влияние на культуру народов Финикии, Сирии, Палестины, Эфиопии, Нубии, коптов, хеттов, ливийцев, весь античный мир, передавший ее наследие европейцам.

На северо-востоке Африки находится родина древнейшей в мире цивилизации - Египет. Кочевые племена Северной Африки в то время, когда уже закончился ледниковый период в Европе и количество дождей стало уменьшаться, переселились в многоводную и плодородную долину Нила. Это произошло в 6-5-м тысячелетии до н. э. С течением времени египтяне, ведя многолетние наблюдения, учились управлять рекой и предугадывать силу ее разлива.

4-3-м тысячелетии до н. э., когда обитавшие в Средней Европе варварские племена еще носили звериные шкуры и жили в пещерах, Египет стал уже страной с высокоразвитым общественным и политическим устройством. В этой цивилизации процветали сельское хозяйство, ремесла, медицина, наука, архитектура и искусство. Строились города с удобными домами, с водостоками и канализацией, служебные и хозяйственные помещения, в жилых домах окна выходили в зеленый двор. Больше всего поражают наших современников грандиозные инженерные работы и колоссальные архитектурные сооружения египтян - пирамиды, храмы, сфинксы, загадкой остается также знание жрецами законов гармонического единства мира, тайны законов психической энергии и золотого сечения.

Главная особенность Египта - жаркий климат и редкие дожди - сделали бы Египет не одной из колыбелей цивилизации, а пустыней, если бы не ирригационная система регулирования воды, созданная и поддерживаемая египтянами. Чтобы сохранять воду круглый год, они построили целую сеть каналов, воздвигли мощные плотины, сделали водохранилища, вдоль реки соорудили гидравлические приспособления для орошения полей, ежегодно очищали заплывшие илом каналы чинили плотины и прокладывали высоко, расположенные дороги для войск, совершавших походы в любое время года. Такие грандиозные работы требовали наряду со знанием основ астрономии, межевания и строительства превосходной организации и дисциплины, поскольку все работы должны были быть выполнены к определенному сроку. Огромная рабочая армия действовала строго по плану и под единым руководством, должна была иметь управляющих для выполнения конкретных задач. Создали ее и управляли ею жрецы, которые, будучи великими учеными, хранителями и продолжателями знаний магии, астрологии, естествознания, творцами духовной культуры, приобрели над народом значительную власть и впоследствии всегда занимали прочное положение и имели огромное влияние на общество.

До конца XVIII в. Египет был для Европы экзотической страной, которую знали по трудам древних писателей-историков. В 1798 г.

Наполеон готовил армию для похода в Египет, а также специальную комиссию из ученых и специалистов, которые должны были изучить культуру Египта. Сенсацию вызвала их находка «Розеттского камня», на котором была выбита надпись на египетском и древнегреческом языках. Находка египетского текста с точным переводом на древнегреческий на «Розеттском камне» давала надежду на дешифровку египетских иероглифов. Расшифровал египетскую иероглифическую письменность Жан Франсуа Шампольон, который установил, что еги^ петские иероглифы являются не рисуночным, а фонетическим письмом, но сложное заключалась в том, что египетский алфавит не имел гласных.

Благодаря ученым стало возможным проследить историю Древнего Египта и установить периодизацию: Раннее царство (3200-2800 гг. до н. э.), Древнее царство (2800-2250 гг. до н. э.), Среднее царство (2050-1700 гг. до н. э.), Новое царство (1580-1100 гг. до н. э.). Известны и другие периодизации, но расхождения между ними несущественны.

Особенностью Египта было обожествленное поклонение и повиновение власти, что отражено в искусстве и архитектуре как основная черта. Понятие «власть» было наполнено духовным содержанием. Искусство пронизано идеей возвеличивания людей, причастных к власти. Величественные пирамиды также являются одним из символов ца- репоклонства.

Поскольку в Египте фараон не только царь, но и бог, то все хорошее и плохое, что происходило в стране, мистическим образом связывалось с его именем. Он лично был ответствен за обрушившиеся несчастья, от него зависела идеология, а ее основной формой являлись религиозные представления, которыми были проникнуты все стороны жизни египтян. Множество египетских богов было подчинено определенной иерархии, на верху которой был главный бог - Ра. Много храмов, положение которых определялось значением бога, почитаемого в нем, было построено в Египте. В различные времена разные божества отождествлялись с верховным и главным богом - Ра, солнцем, солнцепоклонство всегда оставалось центральным хотя с древнейших времен каждое Поселение чтило свое божество - покровителя и защитника. Божества представлялись в образе животных, растений, предметов, небес-светил. Сначала бог Ра отождествлялся с царем в виде Сокола - Гора. (Царь как бы был воплощением Гора.) Затем, с III тыс. до н. э., воплощением Ра считался Птах, бог творческой силы земли, единый творец. Он изображался в виде быка Аписа или человека, над головой которого возвышались рога быка. Все другие боги считались порождением или воплощением Птаха. С 2700 г. до н. э. Ра отождествляется с Атумом, а затем с Осирисом, который почитался как властитель вечной жизни или бог воскресающей весенней природы. Гор же стал считаться сыном его и Исиды.

Среди других богов были бог мудрости - Тот (с головой ибиса), богиня правды и справедливости Маат (в виде женщины с пером в голове), бог Себек (в виде крокодила), бог смерти Анубис (в виде шакала), богиня войны и разрушения Сохмет (в виде женщины с головой львицы), бог хаоса Сет и др. Огромное число египетских божеств, их иерархия включаются в необычайно сложные философско-богословские, космогонические и мифологические концепции, без которых невозможно понять духовную культуру Древнего Египта.

Идея бессмертия накладывает отпечаток на смысл жизни и людей, приверженных к власти, и простого народа, в целом и на смысл истории, и на смысл творчества. Первоначально идея бессмертия имела отношение лишь к царю, а затем перешла на всех. Вместе с заупокойным культом и магией верования египтян превратились в необычайно мощную силу, через которую и осуществляли управление жрецы и фараоны.

Все духовные ценности формировались в храмах, а последние, в свою очередь, были не просто молельнями с идолами богов, а центрами духовной и политической жизни. Кроме того, храмы были развитыми хозяйственными единицами с большим количеством приписанной к ним земли, рабов, стад, верфей, кораблей и даже городов в Египте и вне его. Положение храма определялось значением бога, которому храм был посвящен, а это зависело от политической обстановки в стране. Так, в XXI в. до н. э. в процессе борьбы за объединение Египта выдвинулся в центр политической арены ранее провинциальный маленький город Фивы. В связи с этим увеличивается роль фиванского бога - Амона (Амон значит «сокровенный»). И если в Раннем царстве столицей был Гелиополь с поклонением богу Атум-Ра, то в эпоху Среднего царства столицей становятся Фивы, а с богом Солнца отождествляется Амон. Он превращается в общегосударственного бога и считается царем богов, фараоны - родными и любимыми его сыновьями. До конца истории Древнего Египта Амон становится главенствующим в иерархии богов. Только Аменхотепу IV удалось на небольшой период изменить этот культ и сделать верховным божеством Атона, но это произошло в конце Нового царства. До этого времени фараоны построили Амону храмы невиданной величины и роскоши, передавали в их владение десятки тысяч рабов и огромные ценности.

Культ Атона продолжался недолго, фараон Тутанхамон уже полностью вернул величие Амону и сделал его имя частью своего.

Вся мифология связана с культами Египта. В Древнем Царстве основным был культ бога солнца Ра. Вторым по значению - культ Осириса, Исиды и Гора. Культ Осириса - умирающего и воскресающего бога - стал основой заупокойного культа Египта. Древние египтяне верили, что кроме физического тела и души Ба человек имеет еще жизненную силу Ка (астральное тело) - призрачного двойника, вторую душу, второе «я». После смерти человека Ка вселяется в физическую оболочку мертвого тела, и тогда душа успокаивалась, для чего тело сохранялось путем бальзамирования или создавался скульптурный двойник, для них возводилось жилище - гробница, где тело снабжалось всем необходимым, на стенах изображались сцены из земной жизни умершего, что было важно продолжения существования в городе мертвых.

В Египте каждому городу живых сопутствовал город мертвых, они строились по разным берегам Нила, В Египте было хорошо развито искусство мумифицирования. Мумии людей из разных социальных слоев делались различными способами. Искусству в заупокойном культе отводилась первостепенная роль: оно обеспечивало продолжение жизни после смерти, а значит, и бессмертие. Поэтому и труд художников считался священнодействием. Ведущие архитекторы, скульпторы, живописцы были высокопоставленными лицами, они же были жрецами, всегда окруженными почетом. Проявления индивидуальной свободы творчества не допускалось, и искусство Древнего Египта оставалось каноническим на протяжении тысячелетий. Каноны сохраняли следование режиму золотого сечения, т. е. гармонической пропорции. Искусство в любом его проявлении должно было учитывать божественное соотношение гармонического единства космического и земного.

Архитектура в первую очередь должна была подчиняться этому требованию. Основными типами культовых сооружений были гробницы и заупокойные храмы при них. Мастаба («каменная скамья») была самой ранней формой усыпальницы вождей Египта; прямоугольная, она представляла собой саркофаг, внутри которого располагалась погребальная камера. Мастаба послужила конструктивной основой для возведения монументальных гробниц - ступенчатых пирамид. Такова пирамида фараона Джосера в Саккара - она достигает в высоту 60 м. Завершающим этапом в создании пирамид были усыпальницы фараонов. Таковы усыпальницы Хеопса, Хефрена, Микерина в Гизе. Самая высокая из них - пирамида Хеопса (147 м) - считалась в древности одним из семи чудес света (возводилась в течение 20 лет). Пирамида точно ориентирована по сторонам света на север - юг. Вход располагался на северной стороне. Внутри пирамиды находились погребальная камера и разгрузочные камеры, предназначенные для равномерного распределения давления.

Пирамиды, волнующие воображение человечества уже не одно столетие, строились не только в Египте, но и в других местах земного шара, формируя особые системы. Пирамида, будучи одновременно антенной и резонатором, является ретранслятором определенных энергетических потоков, связанных с процессами, протекающими в космосе, и фокусируемых, в свою очередь, на «энергетическом источнике» внутри пирамиды. При воздействии этого комплекса и при правильном взаимодействии с человеческим сознанием наступал эффект «общения с богами».

Фараоны Среднего царства отказались от сооружения пирамид, и возник ансамбль, в котором скальная гробница сочеталась с заупокойным храмом. Ансамбль представлял собой несколько террас, поддерживаемых колоннами, на верхней террасе устанавливалась небольшая пирамида. Такие заупокойные храмы возводились в Дейр-аль-Бахри. Самые знаменитые из них - храмы Ментухотепа I и царицы Хатшеп- сут. Скальный храм Рамсеса II в Абу-Симбеле был целиком вырублен в скалах, вход в храм фланкировали 20-метровые скульптурные изображения Рамсеса II.

Служители храмов жрецы-иерофанты, посвященные в знание принципов, лежащих в основе построения храма, миропорядка и мировой гармонии, основывались прежде всего на знании, а не на вере, сегодня можно утверждать, что уже древнеегипетские жрецы владели теорией гармонического единства мира. Один из папирусов Древнего Египта сообщает, что имеются «Скрижали», в которых зашифрованы эти знания. Предполагается, что жрецы владели знанием системы норм про- порционирования в режиме «золотого сечения», но системное изложение основ теории гармонии, отражающей принципы мироустройства, не изложены иероглифическим текстом

Искусство Древнего Египта, безусловно, не сводилось только к храмовому или архитектуре. Скульптура Египта строго канонична. В Древнем царстве сложились определенные типы статуй: стоящей - фигура напряженно выпрямлена, фронтальна, голова высоко поднята, левая нога делает шаг вперед, руки опущены и прижаты к телу; сидящей - руки симметрично положены на колени или одна рука согнута в локте. Эти типы статуй неизменно повторялись и в Среднем, и в Новом царстве, и в Поздний период. Таким образом скульптуры выражают покой, власть, связь с космосом! Но поскольку скульптура была тесно связана с заупокойным культом, для нее характерна еще одна особенность - она портретна. Портреты отличают максимальное сходство и предельная обобщенность. Они передают Вневременные образы людей, достигших зрелости, пребывающих в расцвете жизненных сил, воплощающих в себе властность, отрешенность от мирской суеты, высокий дух.

Рельефные композиции занимали большое место в оформлении гробниц и храмов. Еще в Древнем царстве сложилась система их размещения. При входе в гробницу помещалась по бокам фигура покойного во весь рост, затем вдоль стен коридоров развертывалось шествие носителей даров. В погребальной камере изображались сцены из жизни умершего. Все фигуры выполнялись по определенным канонам. Фигура фараона всегда была выше ростом, чем остальные, чуть пониже фигуры сановников и вельмож. Лица, торс и ноги передавались в профиль, глаза и плечи в фас. Рельефы всегда раскрашивались без градаций оттенков, фигуры обводились контурами.

Изменения коснулись искусства, которое пыталось разрушить тысячелетние каноны и правила во времена Эхнатона (Аменхотепа IV). Оно обратилось прежде всего к изображению душевного состояния человека, его переживаний и чувств. В портретных статуях самого Эхнатона создается образ не идеального фараона, а прежде всего человека с характерными индивидуальными особенностями: удлиненным овалом лица, своеобразной посадкой головы на тонкой шее, округлыми бедрами, выступающим животом, тонкими руками и ногами. Скульптурные портреты его жены Нефертити поражают сочетанием царственности и женственности.

Египтяне, как и в других видах искусства, в музыке применяли теорию мировой гармонии. Ни один праздник не обходился без зажигательных групповых танцев и плясок, сопровождавшихся игрой на музыкальных инструментах. Музыка играла большую роль в «страстях»: песни с хором, шествия и пляски чередовались с драматическими сценами, нередко воссоздававшими реальные картины жизни и быта. Любимыми были песни-плачи над мертвым Осирисом.

Представления о красоте складывались в рамках канонического искусства, каноны зависели от понимания пропорционирования в режиме золотого сечения и устанавливались знающими его жрецами. Все виды искусств в своих произведениях выражали преклонение, восхищение перед высшей космической властью мировой гармонии, поэтому оно монументально, величественно, канонично. В них мы видим опредмечивание покоя, стабильности, тишины и святости.

Общественная жизнь в Древнем Египте не сводилась только к материальной, духовной и художественной деятельности, она была организована в политическом и правовом отношении. Государство управлялось фараоном, в подчинении которого была огромная армия чиновников, выполняющих функцию исполнительской власти. В Древнем Египте была развита законодательная система. Большинство дошедшей до нас информации о ней относится ко времени от начала эпохи Нового царства. Египетские законы отражали едва ли каждый аспект жизни. Велись записи каждого судебного решения, принятого в прежних случаях согласно этому закону. Повседневный контроль за порядком и исполнением законов входил в обязанности судов, которые были обязаны защищать интересы всех жителей, а не только богатых, и египтяне часто вызывали друг друга на суд. Каждый человек должен был защищать себя сам, быть адвокатом. В каждом городе имелся свой собственный суд, называвшийся кенбет. Судьи, выбранные из влиятельных горожан, совершали поездки в сельские районы. Затем появились суды верхней «инстанции», получившие название «суды слушателей», находившиеся под надзором губернатора округа. Выше их были два Верховых суда (по одному для Верхнего и Нижнего Египта), председательствовали в которых визири.

У женщин Древнего Египта во многих отношениях было более привилегированное в правовом отношении положение, чем в других странах Древнего Востока. Хотя женщины не занимали официальных государственных постов, они пользовались большой личной свободой и имели те же права и обязанности перед законом, что и мужчины. Они могли заниматься торговлей, заключать контракты, выступать в суде в качестве свидетелей и самостоятельно представлять свои интересы. Женщины также были обязаны давать клятву и подвергались наказаниям наравне с мужчинами. В истории Древнего Египта случилось так, что женщина в начале 2-го тысячелетия до н. э. смогла появиться на престоле, это первая и единственная в истории страны женщина- фараон Хатшепсут. Она была женой Тутмоса I, сына Аменхотепа I. Будучи регентшей семилетнего пасынка, Хатшепсут получила реальную власть над всей страной, вернулась к грандиозности и величию древних захоронений фараонов в новой форме, не жалея средств на монументальные дворцы. Она приблизила к своей особе талантливых живописцев и архитекторов, не стала продолжать завоевательную политику предшествующих ей фараонов, а внешнеполитические конфликты стремилась решать путем переговоров и иными дипломатическими средствами. При ней процветали искусство, образование и наука, но после ее смерти политические противники вычеркнули ее имя из истории страны, однако сделанное ею во время правления, многочисленные монументальные памятники не позволили исчезнуть ее имени бесследно.

Следует отменить еще важность развития образования в Египте, которым управляли жрецы. Путь достижения истины они разделили на ступени познания и подчинили этому процесс образования. Высшая ступень открывала знание законов всеобщей гармонии. Высшей духовной ценностью в познании было достижение этой истины, выражающейся в символах. Хранители знаний передавали законы, скрытые в специальных символах, только способным их воспринять. Высшая мудрость заключалась в сути триединства, была отмечена и закреплена контуром геометрического треугольника как неизменяемой пространственной конфигурации, наделенной глубинным функциональным значением. Определенный треугольник был ключом к любому архитектурному сооружению в режиме золотого сечения, он стал символом Древнего Египта, и в нем заключен глаз бога Гора как знак мудрости и света божественного знания.

Культура Древнего Египта оказала сильное влияние на арабские и европейские народы. Не случайно ученые, философы, медики, астрономы, математики, жрецы и астрологи позднее будут подчеркивать, что они учились у египетских мудрецов.

11.01.2017

С древних времен египетская культура привлекала внимание человечества. Древний Египет выделяется на фоне других стран своей непревзойденной целостностью и нерушимой верностью традициям. Для древних египтян природное богатство страны включало в себя плодородную долину реки Нила, теснимого с востока и запада величественными песками пустынь. На протяжении многих столетий египетская цивилизация придерживалась своих собственных порядков, не похожих ни на какие правила других стран.

Издревле тонкая душа египетской природы дарила вдохновение и силы представителям искусства. Неудивительно, ведь природа Египта это великолепные просторы, сияющий диск солнца, величественная река Нил, удивительные по своей красоте моря и богатый растительный мир.

Древний Египет существовал благодаря приносимому на поля плодородному илу после разливов реки Нил. В связи с этим египтяне тщательно следили за разливами, что и дало толчок развитию строительства. Еще в древности в Египте был изобретен папирус, а затем и первые книги. В точных науках египтяне также совершили множество важнейших открытий. Они составили солнечный календарь, поделили сутки на двадцать четыре часа, вычислили объем усеченной пирамиды.

Изобретение письменности в Древнем Египте

Письменность – одно из величайших открытий в Древнем Египте. Специфическая система письменности появилась на основе простейших рисунков и узоров, с помощью которых древние египтяне пытались объяснить ту или иную мысль. Частое использование письменности в повседневной жизни постепенно привело к упрощению системы письма. Определенные рисунки и узоры, служившие для обозначения того или иного предмета стали использоваться в качестве слогов, которые применялись для обозначения множества слов, состоящих из этих звуков.

Это привело к появлению отдельных алфавитных знаков, которые применялись для обозначения как гласных так и согласных звуков. Таким образом, шаг за шагом система письма стала превращаться в звуковую.

Литература Древнего Египта

История египетской литературы начинается в IV тысячелетии до н.э. Именно тогда появились первые литературные произведения. На протяжении трех тысяч лет египетская литература претерпела различные изменения. Появились новые жанры, литературные формы, разнообразные сюжеты. Однако египтяне славятся своим постоянством и заметным консерватизмом. Поэтому в египетской литературе присутствует удивительная схожесть в плане сюжетов, жанров и форм. Значительную роль в этом постоянстве сыграла и религиозная сущность Древнего Египта, которой пропитано практически каждое произведение того времени.

В Древнем Египте особой популярностью пользовались сказки, сюжеты которых были взяты из повседневной жизни простого народа. Сказки – тот жанр литературы, который наиболее точно отображает ежедневную жизнь и взгляды простых египтян того времени.

Еще один популярный жанр литературы Древнего Египта – истории путешествий. Этот жанр характерен для Египта того времени в связи с тем, что тогда предпринимались первые попытки установления культурных и экономических связей Египта с соседними странами. Мистический характер этих произведений чувствовался в довольно мрачных сюжетах. Бури, которые разбивают корабль и выкидывают моряков на неизвестный остров, странствия главных героев и наконец сказочные образы главных обитателей островов – вот основные моменты жанра путешествий.

Одним из главных жанров литературы Древнего Египта была, несомненно, религиозная поэзия. В то время религия занимала в Египте главную позицию, будучи основной формой тогдашней идеологии. В религиозной поэзии воспевались боги и цари, заупокойные ритуалы передавались с помощью магических заклинаний и текстами религиозного характера.

Постепенно начинала развиваться светская литература, которая противопоставлялась религиозному жанру. В ее основу входили призывы, обращенные к читателям, не верить в загробную жизнь. Светская литература призывала египтян жить полноценной жизнью, радоваться каждому дню и получать от жизни все возможные удовольствия.

Развитие дидактической литературы берет свое начало в основном в Среднем и Новом царстве, но некоторые произведения этого жанра относятся и к Древнему периоду. Основные мысли, о которых логически догадывается читатель, относятся к вопросам тогдашнего управления государством, о роли человека в социуме и о том, что правда и справедливость рано или поздно побеждают зло.

Основные задачи, которые ставили перед собой авторы того времени – создание ритмической формы и ярких художественных образов. Интересные сравнения, пафосные изречения и необычные литературные стили – вот основные моменты литературы Древнего Египта.

Архитектура и изобразительное искусство в Древнем Египте

Искусство как таковое возникло и стало развиваться в Древнем Египте с появлением классового общества. Тогда искусство начало применяться как возможность некого давления на общество с целью восхваления власти фараона и утверждения определенных канонов и традиций того времени. Это передавалось и в рисунках на глиняных сосудах и посредством фигурок различных животных, которые также олицетворяли тот или иной образ.

Скульптура также являлась способом передачи величественных образов, воплощенных в торжественных фигурах. Статуи фараонов и вельмож скульпторы старались передать с помощью гордых, торжественных поз, которые внушали обществу того времени чувство невольного повиновения. С течение времени египетские скульпторы пытаются показать и более реалистичные образы в своем творчестве. Человек в движении – вот основная задача египетских мастеров. Рисунки на гробницах и стенах храма описывают все основные моменты жизни египтян, передавая переживания и проблемы того времени.

Стремление к реализму особенно усиливается в период Среднего царства. Художники пытаются подчеркнуть индивидуальность человека, используя для этого различные приемы, доходя до гротеска и шаржа. Так родилась новая форма искусства, на основе которой продолжилось дальнейшее развитие египетской культуры.

Развитие науки в Древнем Египте

В силу своей природной сущности человек невольно стремится к знаниям. Первые представления о знаниях в Древнем Египте получали благодаря так называемым школам, которые делились на аристократические и школы для простых людей. В последних допускались физические наказания в случае неповиновения сложившимся правилам того времени.

Первые познания в математике стали развиваться во многом благодаря совершенствованию сельского хозяйства и служили для облегчения жизни строителей и землемеров. Сохранившееся записи показывают, что древние египтяне определяли площадь поля, объем зерна, составляли простейшие чертежи местности и зданий, которые планировали построить. Для обозначения чисел использовались различные символы, часто это были определенные части человеческого тела: ладонь, палец, ступня.

Существенный прогресс был сделан в геометрии, которая применялась на практике. Сохранились данные и о значительных знаниях египтян в области алгебры. Так, древние египтяне умели решать уравнения с одним неизвестным, которое они именовали словом «куча», имея в виду скорее всего кучу зерна. Астрономия также достигла определенного прогресса. Древние египтяне умели отличать небесные тела, и даже были предприняты попытки наброска звездного неба. Они создали календарь, поделив год на 12 месяцев, а каждый месяц в свою очередь – на 30 дней.

Важно отметить и прогресс в области медицины. Несмотря на то, что египтяне довольно трудно отходили от магических наклонностей, попытки познать строение человеческого тела предпринимались врачами неоднократно. При вскрытии трупов они могли ознакомиться с человеческими органами, что помогало определить способ лечения в похожей ситуации.