Виды музыкальных жанров список. Музыкальный жанр. Жанры инструментальной музыки

Музыка родилась в глубокой древности как один из способов художественного выражения чувств человека. Ее развитие всегда было тесно связано с потребностями человеческого общества. Вначале музыка была бедна и маловыразительна, но за много веков своего существования она стала одним из сложнейших, выразительнейших искусств, обладающих исключительной силой воздействия на человека.

Классическая музыка богата разнообразными видами произведений, каждый из которых имеет свои отличительные черты, свое содержание, свое назначение. Такие виды музыкальных произведений, как песня, танец, увертюра, симфония и другие, называются жанрам и.

Музыкальные жанры образуют две большие группы, различаемые по способу исполнения: вокальную и. инструментальную.

Вокальная музыка тесно связана с поэтическим текстом, со словом. Ее жанры - песня, романс, хор, оперная ария - самые доступные для всех слушателей и популярные произведения. Они исполняются певцами с сопровождением инструментов, а песни и хоры нередко и без аккомпанемента.

Народная песня - древнейший по происхождению вид музыкального искусства. Задолго до того, как стала развиваться профессиональная музыка, в народных песнях сложились яркие музыкально-поэтические образы, правдиво и художественно убедительно отразившие жизнь людей. Это проявляется и в характере самих напевов, в ярком своеобразии мелодического склада. Именно поэтому великие композиторы ценили народные песни как источник развития национального музыкального искусства. «Создаем не мы, создает народ, - говорил М. И. Глинка, основоположник русской оперной и симфонической музыки, - а мы только аранжируем» (обрабатываем).

Существенная черта всякой песни - многократное повторение напева с разными словами. При этом основная мелодия песни сохраняется в том же виде, но каждый раз несколько изменившийся поэтический текст придает ей новые выразительные оттенки.

Даже самый простой аккомпанемент - инструментальное сопровождение - усиливает эмоциональную выразительность песенной мелодии, сообщает ее звучанию особую полноту и красочность, «дорисовывает» средствами инструментальной музыки те образы поэтического текста, которые не удается передать в напеве. Так, фортепьянное сопровождение в известных романсах Глинки «Ночной зефир» и «Уснули голубые» воспроизводит движение мерно катящихся волн, а в его песне «Жаворонок» - птичье щебетание. В аккомпанементе баллады Франца Шуберта «Лесной царь» слышится бешеная скачка коня.

В творчестве композиторов XIX в. наряду с песней излюбленным вокальным жанром стал романс. Это небольшое произведение для голоса с инструментальным сопровождением.

Обычно романсы значительно сложнее песен. Мелодии романсов бывают не только широкого песенного склада, но также и напевно-декламационного («Я не сержусь» Роберта Шумана). В романсах можно встретить и контрастное сопоставление музыкальных образов («Ночной зефир» М. И. Глинки и А. С. Даргомыжского, «Спящая княжна» А. П. Бородина), и напряженное драматическое развитие («Я помню чудное мгновенье» Глинки на стихи Пушкина).

Некоторые жанры вокальной музыки предназначены для группы исполнителей: дуэт (двое певцов), трио (трое), квартет (четверо), квинтет (пятеро) и т. д., а кроме того - хор (большой певческий коллектив). Хоровые жанры могут быть самостоятельными или входить в состав более крупного музыкально-драматического произведения: оперы, оратории, кантаты. Таковы хоровые композиции великих немецких композиторов Георга Фридриха Генделя и Иоганна Себастьяна Баха, хоры в героических операх Кристофа Глюка, в величественных эпических и героико-драматических операх русских композиторов М. И. Глинки, А. Н. Серова, А. П. Бородина, М. П. Мусоргского, Н. А. Римского-Корсакова, С. И. Танеева. В знаменитом хоровом финале Девятой симфонии Людвига ван Бетховена, прославляющем свободу (на слова оды «К радости» Фридриха Шиллера), воспроизведена картина величественного празднества миллионных народных масс («Обнимитесь, миллионы»).

Прекрасные хоры созданы советскими композиторами Д. Д. Шостаковичем, М. В. Ковалем, А. А. Давиденко. Хор Давиденко «На десятой версте от столицы» посвящен жертвам расстрела 9 января 1905 г.; другой его хор, проникнутый большим подъемом, - «Улица волнуется» - изображает ликование народа, свергнувшего самодержавие в 1917 г.

Оратория - крупное произведение для хора, певцов-солистов и симфонического оркестра. Она напоминает оперу, но исполняется в концертах без декораций, костюмов и сценического действия (оратория «На страже мира» советского композитора С. С. Прокофьева).

Кантата более проста по содержанию и по размерам меньше оратории. Существуют кантаты лирические, торжественные, приветственные, поздравительные, создаваемые в честь какой-то юбилейной даты или общественного события (например, «Кантата на открытие политехнической выставки» Чайковского). Советские композиторы тоже обращаются к этому жанру, создают кантаты на современные и исторические темы («Над Родиной нашей солнце сияет» Шостаковича, «Александр Невский» Прокофьева).

Самый богатый и сложный жанр вокальной музыки - опера. В ней слиты в единое целое поэзия и драматическое действие, вокальная и инструментальная музыка, мимика, жестикуляция, танцы, живопись, световые эффекты. Но все это подчинено в опере музыкальному началу.

Роль обычной разговорной речи в большинстве опер выполняет пение или речь нараспев - речитатив. В таких оперных жанрах, как оперетта, музыкальная комедия и комическая опера, пение чередуется с обычной разговорной речью («Белая акация» И. О. Дунаевского, «Аршин мал алан» Узеира Гаджибекова, «Сказки Гофмана» Жака Оффенбаха).

Оперное действие раскрывается прежде всего в вокальных сценах: арии, каватине, песне, музыкальных ансамблях и хорах. В сольных ариях, сопровождаемых могучим звучанием симфонического оркестра, воспроизводятся тончайшие оттенки душевных переживаний героев или их портретные характеристики (например, ария Руслана в опере «Руслан и Людмила» Глинки, арии Игоря и Кончака в «Князе Игоре» Бородина). Драматические столкновения интересов отдельных действующих лиц раскрываются в ансамблях - дуэтах, терцетах, квартетах (дуэт Ярославны и Галицкого в опере «Князь Игорь» Бородина).

В русских классических операх мы встречаем чудесные образцы музыкальных ансамблей: драматичный дуэт Наташи и князя (из первого действия оперы «Русалка» Даргомыжского), задушевное трио «Не томи, родимый» (из оперы «Иван Сусанин» Глинки). Могучие хоры в операх Глинки, Мусоргского, Бородина правдиво воссоздают образы народных масс.

Немалое значение в операх имеют инструментальные эпизоды: марши, танцы, а иногда и целые музыкальные картины, помещаемые обычно между действиями. Например, в опере Римского-Корсакова «Сказание о невидимом граде Китеже и деве Февронии» дается симфоническое изображение битвы древнерусской рати с татаро-монгольскими полчищами («Сеча при Керженце»). Почти каждая опера начинается с увертюры - симфонического пролога, в общих чертах раскрывающего содержание драматического действия оперы.

Инструментальная музыка сложилась на основе вокальной. Она выросла из песни и танца. Одна из старейших форм инструментальной музыки, связанных с народным творчеством,- тема с вариациями.

Такая пьеса построена на развитии и видоизменении основной музыкальной мысли - темы. При этом изменяются (варьируются) отдельные мелодические обороты, попевки, ритм и характер сопровождения. Вспомним фортепьянные вариации на тему русской песни «Выйду ль я на реченьку» русского музыканта XVIII в. И. Е. Хандошкина (см. ст. «Гусская музыка XVIII в.»). В симфонической фантазии Глинки «Камаринская» варьируется сперва величавая плавная свадебная песня «Из-за гор, гор высоких», затем быстрый плясовой напев «Камаринской».

Другая старейшая музыкальная форма - сюита, чередование разнообразных танцев и пьес. В старинной танцевальной сюите XVII в. сменяли друг друга противоположные по своему характеру, темпу и ритму танцы: умеренно-медленный (немецкая аллеманда), быстрый (французская куранта), весьма медленный, торжественный (испанская сарабанда) и стремительно-быстрый (жига, известная в ряде стран). В XVIII в. между сарабандой и жигой вставляли веселые танцы: гавот, буррэ, менуэт и другие. Некоторые композиторы (например, Бах) нередко открывали сюиту вступительной пьесой, не имевшей формы танца: прелюдией, увертюрой.

Последовательный ряд музыкальных произведений, объединенных в единое целое, называют циклом. Вспомним песенные циклы Шуберта «Любовь мельника» и «Зимний путь», вокальный цикл Шумана «Любовь поэта» на слова Генриха Гейне. Многие инструментальные жанры представляют собой циклы: это вариация, сюита, инструментальная серенада, симфония, соната, концерт.

Первоначально словом соната (от итальянского «звучать») обозначали всякую инструментальную пьесу. Лишь к концу XVII в. в творчестве итальянского скрипача Корелли сложился своеобразный жанр сонаты из 4-6 частей, ставший одним из наиболее популярных. Классические образцы сонаты из двух или трех частей в XVIII в. создали композиторы Карл Филипп Эммануил Бах (сын И. С. Баха), Иосиф Гайдн, Вольфганг Амадей Моцарт, И.Е.Хандошкин. У них соната состояла из нескольких частей, различных по музыкальным образам. Энергичную, стремительно развертывающуюся первую часть, построенную обычно на контрастном сопоставлении двух музыкальных тем, сменяла вторая часть - медленная, певучая лирическая пьеса. Завершалась соната финалом - музыкой в быстром темпе, но по характеру иной, чем первая часть. Иногда медленная часть заменялась танцевальной пьесой - менуэтом. Немецкий композитор Бетховен писал многие свои сонаты в четырех частях, помещая между медленной частью и финалом пьесу оживленного характера - менуэт или скерцо (от итальянского «шутка»).

Пьесы для солирующих инструментов (соната, вариации, сюита, прелюдия, экспромт, ноктюрн) вместе с разнообразными инструментальными ансамблями (трио, квартеты) составляют область камерной музыки (буквально - «домашней»), рассчитанной на исполнение перед сравнительно небольшим кругом слушателей. В камерном ансамбле партии всех инструментов одинаково важны и требуют от композитора особенно тщательной отделки.

Симфоническая музыка - одно из ярчайших явлений мировой музыкальной культуры. Лучшие произведения для симфонического оркестра отличаются глубиной и полнотой отражения действительности, грандиозностью масштабов и вместе с тем - простотой и доступностью музыкального языка, который подчас приобретает выразительность и красочность зрительных образов. Замечательные симфонические произведения композиторов Гайдна, Моцарта, Бетховена, Листа, Глинки, Балакирева, Бородина, Римского-Корсакова, Чайковского и других создавались для массовой демократической аудитории больших концертных залов.

Главные жанры симфонической музыки - это увертюры (например, увертюра Бетховена к трагедии «Эгмонт» Гёте), симфонические фантазии («Франческа да Римини» Чайковского), симфонические поэмы («Тамара» Балакирева), симфонические сюиты («Шехеразада» Римского-Корсакова) и симфонии.

Симфония, подобно сонате, состоит из нескольких ярко контрастных частей, обычно из четырех. Их можно сравнить с отдельными актами драматической пьесы или главами романа. В неисчерпаемо разнообразных сочетаниях музыкальных образов и в контрастном чередовании их движений - быстрого, медленного, легкого танцевального и снова стремительно-быстрого - композиторы воссоздают различные стороны действительности.

Композиторы-симфонисты отображают в своей музыке энергичную, деятельную натуру человека, его борьбу с жизненными невзгодами и препятствиями, его светлые чувства, мечту о счастье и грустные воспоминания, пленительную красоту природы, а наряду с этим - могучее освободительное движение масс, сцены народного быта и народных празднеств.

Инструментальный концерт по своей форме напоминает симфонию и сонату. Это очень сложное сочинение для солирующего инструмента (фортепьяно, скрипки, кларнета и др.) с оркестровым сопровождением. Солист и оркестр словно состязаются друг с другом: оркестр то замолкает, завороженный страстностью чувства и изяществом звуковых узоров в партии солирующего инструмента, то перебивает его, споря с ним, или мощно подхватывает его тему.

Концерты сочиняли многие выдающиеся композиторы XVII и XVIII вв. (Корелли, Вивальди, Гендель, Бах, Гайдн). Однако создателем классического концерта был великий композитор Моцарт. Замечательные концерты для различных инструментов (чаще всего для фортепьяно или скрипки) писали Бетховен, Мендельсон, Шуман, Дворжак, Григ, Чайковский, Глазунов, Рахманинов, советские композиторы А. Хачатурян, Д. Кабалевский.

Многовековая история музыки рассказывает нам, как на протяжении столетий зарождались и развивались разнообразные музыкальные формы и жанры. Иные из них существовали сравнительно недолго, другие выдержали испытание временем. Например, в странах социалистического лагеря отмирают жанры церковной музыки. Зато композиторы этих стран создают такие новые жанры, как пионерские и комсомольские песни, песни-марши борцов за мир.

Доклад на тему «Жанры музыки», кратко изложенный в этой статье, поможет Вам узнать много полезной информации о музыкальных жанрах, в том числе современных.

Какие бывают музыкальные жанры?

Жанры музыки определяют характер и стиль музыкального направления. Первые жанры, которые выделились, относились к церковной музыке. Это были матет и месса. Позже возник жанр светской песни. В ХVII веке появились оратория, опера, кантата. С развитием камерной музыки появились и новые жанры, такие как народная песня, романсы, баллада, реквием, вокализ, серенада, кант.

В дальнейшем развитие музыкальных жанров происходило очень быстро. Сегодня выделяют 4 их категории:

  • Театральные жанры. Сюда входят балет и опера, мюзиклы, музыкальные драмы, оперетты, водевили, мелодрамы и музыкальные комедии.
  • Концертные жанры. Сюда входят сонаты, оратории, симфонии, кантаты, квартеты и квинтеты, трио, сюиты.
  • Массово-бытовые жанры. К ним принадлежат песни, марши и танцы.
  • Культово-обрядные жанры. Произведения связаны с праздничными или религиозными обрядами. Например, масленичные песни, рождественские колядки, заклинания, погребальные и свадебные плачи, тропари, колокольные звоны и кондаки.

Жанры современной музыки

В современной музыке существует много направлений и жанров. Давайте разберем основные:

  1. Рок (более тяжелая музыка для восприятия с элементами народных мотивов):
  • Поп-рок
  • Хард-рок
  • Фолк-рок

2.Поп

  • Хаус – это музыка, исполняемая на синтезаторе.
  • Транс – это музыка с комическими и печальными мелодиями.
  • Диско - это музыка с ритмическими секциями баса и ударных.

3.Рэп

  • Альтернативный рэп.
  • Рэпкор – смесь рэпа тяжелой музыкой.
  • Джаз-рэп.
  • Dirty rap.
  • Comedy Rap.

4.Электронная музыка

  • Дип хаус
  • Гараж хаус
  • Нью диско
  • Соул фул хаус

Также существует классификация жанров таких основных направлений, как:

  1. Классическая музыка . Они распространились в XVIII веке. Среди них увертюра (инструментальное вступление к пьесам, спектаклю или произведениям), соната (для камерных исполнителей), этюд (маленькая пьеса для оттачивания исполнения музыки), скерцо (живая и стремительная музыка), симфония, опера, оратория.
  2. Рок музыка. Мы уже говорили о ней выше. Еще в список жанров рок музыки входят Grunge (гитарное звучание), Gothic rock (готическая музыка), Viking rock (панк рок в соединении с народной музыкой).
  3. . Список ее жанров составляют литургия (рождественское или пасхальное богослужение), антифон (музыка с чередованием хоровых групп), рондель (оригинальная мелодия на один мотив), проприум (часть мессы), ординариум.
  4. Светская музыка. Список ее жанров составляют гильярда (ритмическая и быстрая), баллада, вильянсико (баллада с поэтическим текстом).

Надеемся, что доклад о жанрах музыки помог Вам подготовиться к занятию, и Вы узнали много интересной информации для себя. А рассказ о музыкальных жанрах Вы можете оставить через форму комментариев ниже.

Песня - один из распространённых жанров вокальной музыки, она объединяет в себе стихотворный текст с несложной для запоминания мелодией. Песни могут исполняться одним исполнителем, а также группой или хором, с инструментальным сопровождением и а капелла.

Самым популярным является песня. Основные и композиторская. Главное их отличие в том, что композиторская имеет хотя бы одного автора, а народная автора не имеет, её создатель - народ.

Народные песни передаются от старшего поколения к младшему. Распространились они по стране благодаря бродячим музыкантам, которые пополняли ими репертуар и переезжали из города в город, донося их до разных слушателей. Простой народ не был обучен грамоте, не умел записывать музыку и тексты, поэтому песни заучивались наизусть. Естественно, что в разных городах могли петь одно и тоже произведение с разными словами или мелодией. К тому же каждый исполнитель мог менять текст или мотив по своему желанию, поэтому в наше время можно встретить несколько разных вариантов одной песни. Сначала народ пел на свадьбах, похоронах, по случаю рождения ребёнка, во время обрядов. Потом люди стали петь, когда работали, и отдыхали, когда им было грустно, или радостно.

Композиторские песни появились приблизительно в 16-17 веках, с развитием светской культуры. Это сочинения, у которых есть, как минимум, один конкретный автор и которые должны исполняться так, как задумано создателем. Песенное творчество композиторов доходит до слушателя в своём первозданном виде, даже если с момента его создания прошло несколько веков.

Виды песен

Существуют следующие жанры песен:

  • авторские (или бардовские);
  • неаполитанские;
  • гимны;
  • народные;
  • исторические;
  • рок-баллады;
  • эстрадные;
  • кантри;
  • романсы;
  • шансон;
  • частушки;
  • колыбельные;
  • детские;
  • строевые.

Здесь перечислены как давно возникшие, так и современные жанры песен. Примеры некоторых из них: «Как здорово, что все мы здесь сегодня собрались» О. Митяева (бардовская); «Ой, мороз, мороз» (народная); «Я помню чудное мгновенье» М. Глинки на слова А. Пушкина (романс); «Вернись в Сорренто» Э. де Куртис и Дж. де Куртис (неаполитанская); «Солдатушки, бравы ребятушки» (строевая) и так далее.

Русские народные песни

Народные песни делятся на обрядовые и необрядовые. Обрядовые сопровождают какой-либо ритуал: свадьбу, похороны, рождение ребёнка, сбор урожая и т.п. Необрядовые - исполняются не по какому-то определённому случаю, а на посиделках, во время бесед и вечёрок, они поются для настроения, выражают эмоции и переживания людей. Темы народных песен могут быть любыми: любовь, тяжёлая крестьянская или рекрутская доля, исторические события или реальные исторические личности…

Жанры русских песен:

  • свадебные;
  • рекрутские;
  • колыбельные;
  • потешки;
  • пестушки;
  • календарные обрядовые;
  • плачи;
  • ямщицкие;
  • частушки;
  • погребальные;
  • разбойничьи;
  • бурлацкие;
  • лирические;
  • хороводные;
  • плясовые;
  • заклички.

Частушки, кстати, не слишком древний жанр, появились они чуть более ста лет назад и пелось в них о любви. Изначально их исполняли только парни.

Песни народной включает в себя произведения, которые выражают чувства и настроения тех, кто их поёт. Такие песни делятся на семейные и любовные. Они могут быть различными по характеру, даже бесшабашными и безудержно весёлыми. Но по большей части русская народная лирика выражает грусть и тоску. Часто в лирике настроение человека сравнивают с природными явлениями.

Песни народные могут быть исполнены солистом, группой или хором, в сопровождении инструментов и а капелла.

Романсы

Существуют такие жанры песен, где не менее, чем слова и мелодия, важен аккомпанемент. К такому виду относится романс. Зародился этот жанр в Испании в средние века. Словом «романс» называли произведения, исполнявшиеся в испанском стиле. Позже так стали называться все светские песни. Русские композиторы писали романсы на стихи Александра Пушкина, Афонасия Фета, Михаила Лермонтова и других поэтов. У нас в стране этот жанр был на пике популярности в 19 веке. Многие сочиняли романсы, наиболее известные произведения этого вида песенного творчества принадлежат М. И. Глинке, П.И. Чайковскому, Н.А. Римскому-Корсакову, С.С. Прокофьеву, С.В. Рахманинову,

Бардовская песня

Жанры песен, которые появились в 20 веке - это эстрада, шансон, бардовская песня и другие. В нашей стране этот вид музыкального творчества возник во второй половине 20 столетия. Бардовская песня отличается тем, что, чаще всего, автор текста, композитор и исполнитель - один и тот же человек. То есть сам автор под собственный гитарный аккомпанемент исполняет своё произведение. В этом жанре главенствующая роль принадлежит тексту. Изначально эти песни подразделялись на студенческие и туристские, позже тематика расширилась. Яркие представители этого жанра: В. Высоцкий, Ю. Визбор, Б. Окуджава, С. Никитин, О. Митяев, В. Долина. Исполнителей таких песен часто называли «поющими поэтами». В 50-60 годы 20 века этот жанр назывался «самодеятельная песня», так как зачастую барды - это не профессиональные композиторы, поэты и певцы.

Человек с самого своего рождения соприкасается с музыкой: в младенчестве ему поет мать колыбельные, в детском саду и школе – исполнение песен хором и на утренниках.

Первый звонок и выпускной, посвящение в студенты и вальс Мендельсона.

Музыка вечна, она окрыляет человека в радости и помогает пережить моменты, когда тяжело.

В современном мире существуют различные музыкальные жанры:

  • Классический.
  • Ретро.
  • Шансон.
  • Металл.
  • Джаз.
  • Акапелло и др.

Все они имеют своих поклонников и ценителей, достойны уважения и места на олимпе, где царят Муза и Гармония.

Некоторые люди, предпочитая симфоническую или духовную музыку, слушать ничего не хотят о современной инструментальной или электронной, считая эти виды искусства некоей пародией.

В предложенной статье рассказывается, какие бывают жанры музыки и представляются неизвестные произведения.

Каждой эпохе соответствует свой жанр музыки, некоторые из них исчезают бесследно, иные проходят сквозь века, обретая бессмертие.

Определение музыкального жанра включает совокупность определенных свойств и поведений в мире искусства, заложенных в произведении и условий, влияющих на его создание.

К инструментальному жанру относятся произведения, исполняющиеся исключительно инструментами, без вмешательства голоса.

В таблице приведен список с примерами основных классических видов музыкальных произведений, относящихся к инструментальному жанру:

Указан лишь небольшой список основных направлений классической музыки, имеющий расширения по каждой из категорий.

Самый популярный жанр современной электронной музыки

В конце восьмидесятых годов прошлого столетия образовалось новое музыкальное направление, прочно вошедшее в современную культуру – электронная музыка.

Ниже приведены основные и самые популярные ее направления:

  • Хаус – образовался путем изменения звучания диско. Отличительная черта – частое повторение ритма бит с чередованием сэмплинга.
  • Соул Фул Хаус – идентичен предыдущему, но с включением вокала.
  • Дип хаус – легкая танцевальная музыка, совмещающая элементы эмбиента и джаза. Исполняется на клавишных инструментах с легким добавлением женского вокала.
  • Гараж хаус – идентичен предыдущему, но вокал выносится на первое место.
  • Нью диско – исполняется синтезатором в ритмичном стиле.

Обратите внимание! Известно более двадцати различных разветвлений основных направлений музыки, для разных возрастных категорий существует свое предпочтительное течение.

Какие бывают вокальные жанры

Наиболее обширное направление в музыке – вокальный жанр.

Его многообразие включает:

  1. Камерную музыку – исполняемую малым количеством вокалистов для избранной аудитории. В переводе с латинского – пение в комнате.
  2. Различают разновидности этого направления:

  • Народные – песни, сложенные народом и передаваемые из поколения в поколение. Слова со временем меняются, музыка остается прежней.

    Подразделяются на трудовые, исполняемые за работой, праздничные – к религиозным или светским праздникам, свадьбе, проводам в армию и др., частушки, колыбельные, лирические.

  • Романсы – лирические песни, исполняемые под гитару.
  • Реквием – траурное пение в Храмах.
  • Баллады – хвалебные песни, повествующие о великих победах.
  • Серенады – признание в любви, исполняемое мужчинами возлюбленным.
  • Кант – многоголосое пение, звучащее переливами.
  • Вокализ – упражнение для тренировки голосовых связок.

  • Современную:
    • Рок – обширное направление, включающее металл, панк рок, поп-рок, рок-н-ролл, джаз-фьюжн, готик-рок, хард-рок и др.
    • Поп – популярная музыка: хаус, диско, транс и др.
    • Рэп – тяжело отнести к вокалу, так как его читают, но это направление причисляется вокальным.
    • Джазовая и блюзовая музыка.
  • Духовную – предназначенную для оздоровления души; чаще исполняется на богослужениях:
    • Литургии – повествования основных моментов Священного Писания, исполняются хором.
    • Антифоны – повторяющееся пение с чередованием двух ведущих групп.
    • Рондель, проприум, ординариум – различные по звучанию и предназначению части мессы.
  • Светскую – носящую национальный характер, повествующую о жизни людей и государств:
    • Гильярды – быстрые ритмичные песни.
    • Баллады – повествования победителей.
    • Вильянсико – итальянские поэтические баллады.
  • Классическую – исполняемую в театрализованных представлениях:
    • Опера – сценическое музыкальное произведение, включающее вокальное пение, сценические постановки и музыкальное сопровождение.
    • Оперетта – комическая опера, разбавленная танцевальными сценами и разговорами.
    • Ария – законченный эпизодический отрывок оперы или оперетты.
    • Водевиль – музыкальная веселая пьеса.
    • Интермедия – музыкальное произведение, исполняемое для заполнения паузы.
    • Кантата – торжественное музыкальное произведение.
    • Мюзикл – спектакль, включающий элементы оперетты, оперы, эстрадного пения и сценического танца.
    • Хор – музыкальный ансамбль, состоящий из большого количества исполнителей, чаще выступает в сопровождении оркестра.
  • Шансон и бардовская песня.
  • Музыкальные жанры.

    Му́зыка (греч. μουσική, прилагательное от греч. Μούσα - муза) - искусство, средством воплощения художественных образов для которого являются звук и тишина, особым образом организованные во времени.

    Музыка́льный жанр - род музыки, музыкальных произведений, отличающийся особыми, только ему свойственными стилистическими признаками. Понятие жанра в музыке стоит на границе категорий содержания и формы и позволяет судить об объективном содержании произведения, исходя из комплекса использованных выразительных средств. Характеризует, как правило, исторически сложившиеся роды и виды музыкальных произведений. В музыковедении сложились различные системы классификации музыкального жанра, которые зависят от того, какой из обусловливающих жанр факторов рассматривается в качестве основного. Нередко одно и то же произведение может быть охарактеризовано c разных точек зрения или один и тот же жанр можно отнести к нескольким жанровым группам. Можно выделить и «жанры внутри жанров», например, входящие в оперу различные жанры вокальной и инструментальной музыки. Опера же является по существу синтетическим жанром, в котором объединяются различные виды искусства. Поэтому при классификации необходимо иметь в виду, какой именно фактор или сочетание нескольких факторов является решающим. Жанровые черты могут переплетаться: например, песенно-танцевальные жанры. Состав исполнителей и способ исполнения определяют наиболее распространенную классификацию жанров. Это, прежде всего, разделение на вокальные и инструментальные жанры. Некоторые жанры имеют сложную историю, затрудняющую их классификацию. Tак, кантата может представлять собой и камерное сольное произведение, и крупное сочинение для смешанного состава (xop, солисты, оркестр).

    Жанр – своего рода модель, с которой соотносится конкретная музыка. У него есть определённые условия исполнения, предназначение, форма и характер содержания. Так, у колыбельной цель – успокоить малыша, поэтому для неё типичны «покачивающиеся» интонации и характерный ритм; в марше – все выразительные средства музыки приспособлены к чёткому шагу.

    Самая простая классификация жанров – по способу исполнения . Это две большие группы:

    инструментальные (марш, вальс, этюд, соната, фуга, симфония);

    вокальные жанры (ария, песня, романс, кантата, опера, мюзикл).

    Другая типология жанров связана с обстановкой исполнения . Она принадлежит А. Сохору – учёному, который утверждает, что жанры музыки бывают:

    1.Обрядовые и культовые (псалмы, месса, реквием) – для них характерны обобщённые образы, господство хорового начала и одинаковые настроения у большинства слушателей.

    Псало́м (греч. «хвалебная песнь») - гимны иудейской и христианской религиозной поэзии и молитвы из Ветхого Завета.

    Ме́сса - основная литургическая служба в латинском обряде Католической Церкви. Состоит из начальных обрядов, Литургии Слова, Евхаристической Литургии и заключительных обрядов

    Ре́квием (лат. «упокой») - заупокойная служба (месса) в католической и лютеранской церквях, соответствует заупокойной литургии в Православной церкви.

    2. Массово-бытовые жанры (разновидности песни, марша и танца: полька, вальс, регтайм, баллада, гимн) – отличаются простой формой и привычными интонациями;

    3. Концертные жанры (оратория, соната, квартет, симфония) – характерно исполнение в концертном зале, лирический тон как самовысказывание автора;

    Орато́рия - крупное музыкальное произведение для хора, солистов и оркестра. Отличается от оперы отсутствием сценического действия, а от кантаты - бо́льшими размерами и разветвлённостью сюжета.

    Сона́та (итал. звучать) - жанр инструментальной музыки, а также музыкальная форма, называемая сонатной формой. Сочиняется для камерного состава инструментов и фортепиано. Как правило, соло или дуэта.

    Кварте́т - музыкальный ансамбль из 4 музыкантов, вокалистов или инструменталистов.

    Симфо́ния (греч. «созвучие», «благозвучие») - музыкальное произведение для оркестра. Как правило, симфонии пишутся для большого оркестра смешанного состава (симфонического), но существуют и симфонии для струнного, камерного, духового и других оркестров; в симфонию могут вводиться хор и сольные вокальные голоса.

    Наро́дная му́зыка , музыка́льный фолькло́р, или фолк-му́зыка (англ. folk music) - музыкально-поэтическое творчество народа, неотъемлемая часть народного творчества (фольклора), существующего, как правило, в устной (бесписьменной) форме, передаваемого из поколения в поколение.

    Духо́вная му́зыка - музыкальные произведения, связанные с текстами религиозного характера, предназначенные для исполнения во время церковной службы или в быту.

    Классическая музыка (от лат. сlassicus – образцовый) - образцовые музыкальные произведения выдающихся композиторов прошлых лет, выдержавшие испытание временем. Музыкальные произведения, написанные по определенным правилам и канонам с соблюдением необходимых пропорций и предназначенные для исполнения симфоническим оркестром, ансамблем или солистами.

    Латиноамерика́нская му́зыка (исп. música latinoamericana) - обобщённое название музыкальных стилей и жанров стран Латинской Америки, а также музыка выходцев из этих стран, компактно проживающих на территории других государств и образующих большие латиноамериканские сообщества (например, в США).

    Блюз - это музыкальный стиль, который создали чернокожие музыканты проживающие в Соединенных Штатах Америки. Впервые блюз начали играть в конце девятнадцатого века в южных штатах, в окрестностях дельты реки Миссисипи. Музыка этого стиля очень разнообразна, многие музыканты создали свою собственную манеру исполнения.

    Джаз (англ. jazz) - форма музыкального искусства, возникшая в конце XIX - начале XX века в США в результате синтеза африканской и европейской культур и получившая впоследствии повсеместное распространение. Характерными чертами музыкального языка джаза изначально стали импровизация, полиритмия, основанная на синкопированных ритмах, и уникальный комплекс приёмов исполнения ритмической фактуры - свинг. Дальнейшее развитие джаза происходило за счёт освоения джазовыми музыкантами и композиторами новых ритмических и гармонических моделей.

    Ка́нтри (англ. сountry от country music - сельская музыка) - наиболее распространённая разновидность североамериканской народной музыки, по популярности в США не уступающая поп-музыке.

    Романс в музыке - вокальное сочинение, написанное на небольшое стихотворение лирического содержания, преимущественно любовного.

    Электро́нная му́зыка (нем. Elektronische Musik, англ. Electronic music, в просторечии также «электроника») - широкий музыкальный жанр, обозначающий музыку, созданную с использованием электронных музыкальных инструментов и технологий (чаще всего при помощи специальных компьютерных программ).

    Рок-му́зыка (англ. Rock music) - обобщающее название ряда направлений популярной музыки. Слово «rock» - (в переводе с английского «качать, укачивать, качаться») - в данном случае указывает на характерные для этих направлений ритмические ощущения, связанные с определённой формой движения, по аналогии с «roll», «twist», «swing», «shake» и так далее. Некоторые отличительные особенности рок-музыки, например, использование электромузыкальных инструментов либо творческая самодостаточность (для рок-музыкантов характерно исполнение композиций собственного сочинения) являются вторичными и часто вводят в заблуждение.

    Ре́гги (англ. reggae; другой вариант написания - «реггей») - ямайская популярная музыка, появившаяся в 1960-е годы и ставшая популярной с 1970х.

    Поп-му́зыка (англ. pop-music от popular music) - направление современной музыки, вид современной массовой культуры. Является отдельным жанром популярной музыки, а именно, легко запоминающаяся песня.